Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
fractal
6 лет назад

Фрактальный анализ на страже здоровья художников

Автор: @bovary


Нет, в этом посте не пойдёт речь о художниках-фракталистах и создаваемых ими удивительных и очень красивых картинах. Я сегодня немного о другом. Известно, что многие великие художники имели серьёзные проблемы со здоровьем и, в частности, отклонения в психике. Оно, конечно, и не удивительно, если учесть их особый взгляд на окружающие вещи и явления. Слишком чутко они воспринимали действительность, слишком многое подмечали и видели то, что не видели «простые смертные», умели вычленить из простого «видеоряда» нечто такое, о чём обыватель и понятия не имел и даже представить не мог.

А при чём тут фрактальный анализ? – спросите вы. А при том, что именно он позволил определить те отклонения, которые сопровождали некоторых живописцев прошлого. Но – обо всём по порядку…

Обнаружение нейродегенеративных нарушений, которыми страдали известные художники, стало возможным при анализе незаметных изменений в особенностях их мазков кистью на протяжении всего их творческого пути. (Кстати, к этому методу можно прибегать, диагностируя болезни Альцгеймера и Паркинсона и обнаруживая отклонения раньше, чем на это обратят внимание доктора.

Согласно проведённым исследованиям (они были изложены в журнале Neuropsychology), следует вывод: при помощи математического метода, именуемого «фрактальный анализ», в работе художников можно обнаружить видимые следы нейродегенерации. Командой исследователей, которой руководил Алекс Форсайт (Школа психологии при Ливерпульском университете), данное открытие сделано на основе тщательнейшего изучения 2092-х картин, написанных семью именитыми художниками, которым по мере взросления (старения) довелось познать на себе весь груз таких расстройств.

Обратившись к фрактальному анализу и применив его на практике, учёным удалось выявить целый спектр сложнейших геометрических узоров, которые содержали мазки каждого из художников. Фракталам под силу выявление сокрытых и вновь и вновь воспроизводящихся закономерностей, которые сопровождают привычные вещи и события. И здесь впору говорить про специфические геометрические фигуры (вспомним про отпечатки пальцев, можно провести аналогию), позволяющие исследователям определить соответствие работ художника его физиологии и личности. Так, благодаря фрактальному анализу, стала очевидна динамика патологических изменений природы мазков Сальвадора Дали в поздний этап его творчества.

Результаты фрактального анализа поражают своей точностью. С учётом этого искусствоведы даже используют его в качестве основного аргумента при установлении подлинности картин. Например, к фрактальному анализу обращались с целью установления подлинного полотна Джексона Поллока в многочисленном собрании копий. Тем самым было доказано, что во время творческого процесса (в данном случае – рисования) и дальнейшего совершенствования своей техники художник естественным образом развивает и формирует свойственные только ему, фрактальные узоры.

Зафиксировав это документально, группа исследователей постаралась выяснить, связаны ли изменения фрактальных следов в картинах живописца с возрастом или являются сигналом неврологического расстройства. Для своих изысканий ими были выбраны полотна 4-х художников, имеющих в анамнезе (это было совершенно точно) болезни Альцгеймера или Паркинсона: Норваля Мориссо, Сальвадора Дали, Виллема де Кунинга и Джеймса Брукса. Одновременно изучению подверглось творчество 3-х мастеров кисти, не имеющих таких диагнозов: Пабло Пикассо, Марка Шагала и Клода Моне.

Результаты фрактального анализа показали и доказали неслучайность изменений у тех художников, у которых наблюдались неврологические ухудшения, сравнительно с теми, у которых со здоровьем всё было в порядке. Изменения фрактальных отпечатков с течением времени фиксировались во всех случаях, но в первой группе была чётко видна закономерность, которая отсутствовала у людей здоровых. Это указывает на то, что изменения в мозге творческих людей можно обнаружить задолго до момента, когда их заметит врач, и, что чрезвычайно важно, - за несколько лет до появления очевидных симптомов. К примеру, только фрактальный анализ картин Норваля Мориссо помог определить у автора болезнь Паркинсона.

Форсайт и его команда надеются, что уже в недалёком будущем технология фрактального анализа станет фундаментом для многих и многих новых изысканий, и медикам будет не в пример легче ориентироваться в диагностике неврологических заболеваний на ранних стадиях, когда их ещё можно (не поздно) лечить.


Источники и дополнительные ссылки по теме:

Фракталы помогли в ранней диагностике деменции
Мазки художников помогут выявить слабоумие

В посте использованы фото со свободной лицензией СС0

Торговая платформа Pokupo.ru

Пост подготовила @bovary для сообщества Fractal

Вы можете найти нас в:
Telegram: https://t.me/joinchat/GZmeKA5cSfYip429CpiMjA
E-mail: fractalteam@mail.ru
Также читайте нас в Steemit: https://steemit.com/@fractal-team

1
274.048 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые