Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
fractal
6 лет назад

Всемирный потоп как танец фракталов

Искусство.jpg
Любознательным человеком был Леонардо да Винчи. Он мог часами, в неподвижности наблюдать за человеком в действии (да хоть бы и в бездействии), подмечая работу мышц, мимику лица, складки одежды и проч. С таким же усердием и увлеченностью наблюдал он и за явлениями природы, запоминая детали, особенности и т.д.


Автопортрет
Современники замечали, что Леонардо чрезвычайно интересовали водные потоки. Он завороженно смотрел на них и думал, думал, думал… В результате своих дотошных наблюдений он пришел к научному открытию – частицам воды в волне не свойственно перемещаться по горизонтали:

Это высказывание Леонардо да Винчи позже будут цитировать все учебники по физике в XIX веке, когда сформируются начала волновой теории.

Понятное дело, что художник не остановился на этом, а размышлял, как плоды своего открытия можно приблизить к искусству. И надумал. В последние годы жизни он создает серию рисунков на тему Всемирного потопа. Он изображает мощь катастрофы, могущество водных потоков, силу ветров, разрушаемые стихией скалы, башни, дома, деревья… Все исчезает в страшных водоворотах.


Всемирный потоп. 1517–1518 гг.

В записях, которые вел да Винчи, много упоминаний и размышлений о Великом потопе. Некоторые носят чисто описательный характер, другие исполнены волнующей поэзии, третьи можно назвать научно-исследовательскими в том плане, что он поднимает в них проблемы вихревого движения воды в водовороте, рассчитывает его траекторию и мощность.

Современные исследователи уверенно относят фрагменты «Великого потопа» к фрактальной живописи. Логично, если учесть, что фрактал есть суть математического множества, обладающего образом самоподобия, т.е. можно взять любую его часть и он окажется подобна множеству в целом. Рисунки Леонардо на тему потопа искусствоведами, неравнодушными к точным наукам, названы «танцами фракталов».

Любопытно вот что. Сам Леонардо выражал сомнение в том, что Великий потоп вообще имел место быть. За основу такой гипотезы он брал собственное изучение горных пород с остатками моллюсков и кораллов и учитывал законы движения водных потоков. Правда, свои сомнения он не придал огласке, предвидя реакцию. (А спустя почти 300 лет, его открытие, кстати, явилось основой принципов в таких направлениях, как стратиграфия и геологическое картирование).

Искусство и исследовательскую деятельность Леонардо считал взаимодополняющими моментами непрерывного стремления к наблюдению и фиксации внешнего вида и внутреннего устройства мира. Есть все основания утверждать, что он – первый среди великих ученых, чьи научные изыскания и эксперименты были бы дополнены деятельностью в искусстве.

Пост подготовила @bovary для сообщества Fractal
TEXT.RU - 100.00%


Дизайн: @dasarts

5
278.611 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые