Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
alexfisher
6 лет назад

Авторам стЕхов про ямб

Не мог он ямба от хорея,
как мы не бились отличить.
А. С. Пушкин

Ямб (др.-греч. ἴαμβος, предположительно от ἴαμβύκη, названия музыкального инструмента), 1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехморная, короткий слог + долгий слог (U—); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) — безударный слог + ударный слог; 2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров.
Точная этимология термина неизвестна. Поскольку ямбические песнопения были неотъемлемой частью праздников плодородия в честь Деметры, термин связывали с именем служанки элевсинского царя Келея Ямбы. Согласно мифу, Ямба развеселила безутешную Деметру, которая повсюду искала дочь Персефону, непристойными стихотворениями[1]. Не исключено, что само имя Ямба — отзвук древнего слова с обсценным значением. Некоторые исследователи обратили внимание на слово ἴαμβύκη — музыкальный инструмент (то же, что «самбука», или «самбика»), в сопровождении которого (согласно очень позднему свидетельству Фотия) исполнялись ямбические песни, и высказали предположение, что слово ἴαμβος происходит от названия этого музыкального инструмента.

Ямб в античности
В античной поэзии наиболее распространённые виды ямбов — сенарий и триметр. Сенарий состоит из шести ямбических стоп. Триметр также состоит из шести ямбических стоп, сгруппированных попарно (такие сдвоенные ямбические стопы именовались диподиями). В античных ямбах два лёгких слога могли подменяться одним тяжёлым и, наоборот, тяжёлый слог мог подменяться двумя лёгкими. Из этой предпосылки в реальной практике рождалось невероятное разнообразие ямбической поэзии. Ямбические стихи более всех прочих походили на обычную речь и потому использовались (преимущественно) не в эпических жанрах, а в лирике и драме (в баснях, в трагедиях и комедиях).

Примеры ямбов
Примеры ямбов в античной поэзии:

  1. Ямбический акаталектический триметр:

U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
Ἐγὼ δὲ τῶν μὲν οὕνεκα ξυνήγαγον (Σόλων, 17, 1, 2)
Из це́лей, ради ко́их я наро́д собрал
volés sonare: tú pudica, tú proba (Horatius, Ep. XVII, 41)
на лжи́вой: «О скромна́, о целому́дренна

  1. Ямбический акаталектический диметр:

U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
in vérba iurabás mea (Horatius, Ep. XV, 4)
шепта́ла вслед слова́ мои

  1. В некоторых случаях ямба метр может быть односложным, напр. в ямбическом сенаре:

U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́
Fabúlla: númquid ílla, Páule, péierát? (Martialis, Ep. VI 12, 2)
что в ла́вке по́купа́ет). Ра́зве, Па́вел, вре́т?
Примеры ямбов в русской поэзии:

  1. Четырёхстопный каталектический (так называемый гиперкаталектический, то есть имеющий лишние слоги):

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил…
(А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

  1. Пятистопный:

Волчица ты! Тебя я презираю!
К Птибурдукову ты уходишь от меня!
(Ильф и Петров, «Золотой телёнок»)

  1. Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове); тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных. Пятистопный акаталектический:

Ты погрусти́, когда́ умрёт поэ́т,
Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й
Не возвести́т, что э́тот ни́зкий све́т
Я променя́л на ни́зший ми́р черве́й.
(Шекспир; перев. С. Я. Маршак)
Основные размеры в русском стихосложении — четырёхстопный (лирика, эпос); пятистопный (лирика и драма XIX—XX вв.); шестистопный (поэма и драма XVIII в.); вольный разностопный (басня XVIII—XIX вв., комедия XIX в.).

0
17.013 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые