Голос — новая технология массовой коммуникации, имеющая потенцию изменить все сферы жизни
Восприятие Голоса как площадки, на которой блогерам просто платят деньги, очень поверхностно. Мыслите шире. Голос — это инструмент для реализации очень широкого спектра проектов. Голос — это не просто новая соцсеть с монетизацией текстиков. Это медиа совершенно нового типа, объединяющее различные медийные модели существующие ранее, и превосходящее их. Это то, что может изменить социальную коммуникацию в корне.
У ;меня диплом по социологии массовых коммуникаций и я соответственно достаточно плотно изучала теорию медиа и т. п. весёлые штуки. Фокусом моего интереса был Интернет как синергетичное медиа. Так вот, социолог массовых коммуникаций во мне радостно затрепетал, осознав идею Стимита: с точки зрения развития медиа ничего более революционного, чем Стимит (Голос), на мой взгляд не происходило со времен собственно появления Интернета. Были разные стадии концептуального развития: web 2.0, web 3.0, бла-бла-бла. Было внедрение разной интересной с точки зрения медиа механики взаимодействия (например, я очень ценю вклад Долгина с его концепцией экономики символического обмена, которую он попытался воплотить в Imhonet). Было развитие различных бизнес-моделей по монетизации цифрового контента. Но медиа на блокчейне — это радикальная революция, потому что открывает нескончаемый спектр возможностей для развития вширь совершенно разных направлений. Точно так же, как само появление Интернета децентрализовало понятие средств массовой коммуникации по сравнению с традиционными медиа, такими как телевидение, радио и т. д, точно такой же прорыв делают сейчас Стимит и Голос, продолжая тот же вектор движения медиа к децентрализации.
Децентрализация образования
Сейчас в Интернете достаточно распространены и пользуются спросом платформы, предоставляющие учебные материалы. Вы можете дистанционно проходить хоть научные курсы из известных университетов, хоть мастер-классы по вышивке крестиком от специалиста своего дела. Мои любимые площадки такого типа это — Coursera и Skillshare. Авторы учебных курсов и мастер-классов могут весьма неплохо зарабатывать на таких платформах, платформы получают процент за организацию пространства, а для потребителя это обычно стоит денег: необходимо, либо покупать подписку для доступа ко всем материалам платформы на какой-то ограниченный срок, либо штучно платить за конкретный курс.
А теперь представьте, что потребителю не нужно платить за это из своего кармана. При этом автор может продолжать получать свой гонорар. В Стимах или Голосах. А он, при должном развитии системы, неизбежно будет продолжать его получать, потому что речь идёт о профессиональных преподавателях, которые и так конкурентны на рынке. Представляете насколько изменится сама сфера образования, когда образование будет децентрализовано?
Свободный рынок будет провоцировать рост качества образовательных курсов, чтобы они оставались конкурентными, при этом все они будут абсолютно доступными для желающих учиться. И ведь необязательно выдумывать какой-то сверхуникальный контент. Например, классно сделанный курс видео-уроков от хорошего преподавателя обычной школьной математики будет иметь большую общественную ценность. Потому что если преподаватель классный, он может быть гораздо лучше, чем тот, который предлагается ребёнку в районной муниципальной школе. И в некоторой перспективе детям могут перестать быть нужны муниципальные школы, потому что они смогут иметь абсолютный доступ к лучшим преподавателям по любым предметам, которые наиболее подходят лично им. А учителя будут иметь возможность зарабатывать согласно их вкладу в образование, не отвлекаясь на школьную бюрократию и не завися от государства.
Децентрализация искусства
Наверное, многие сталкивались с тем, что вот смотришь какой-нибудь сериал, наслаждаешься, а тут "бац": конец сезона и осознание, что следующего не будет, потому что сериал закрыли из-за нерентабильности. («Светлячок», моя вечная тоска по тебе :) А теперь представьте, что создатели сериалов выкладывают их на платформу связанную со Стимом, где все фанаты поддерживают их деньгами, при этом сами ничего условно не теряя. Я не знаю увеличило бы это выживаемость конкретно моих любимых сериалов, но мысль в том, что Стимит и Голос — это не просто площадка для зарабатывания графоманов, но и площадка для профессоналов или желающих ими стать, способных использовать их как краудфандинговую платформу нового типа.
Например, вы пишите музыку, и достаточно профессиональны в этом, люди видят ваш профессионализм или перспективу на него, и они как потребители заинтересованы в вашем развитии. И вот вы хотите снять клип, но у вас нет на это финансов, вы описываете вашу идею, и деньги с поста или группы постов, отправляете на реализацию проекта. Выкладываете результат, и если ваш клип получился удачным еще раз получаете монетизацию. Ну, и отправляетесь снимать новые клипы.
Т.е. текстами и картинками перспектива Стимита и Голоса не ограничивается. Фильмы, музыка, клипы, книги, организация собственных выставок, реализация любых других творческих проектов — всё это может стать более доступным для людей искусства, если их искусство действительно чего-то стоит в глазах общественности. И конечно же это могут быть не только индивидуальные проекты, но и групповые: целые продюсерские агентства, творческие групы, хоть целые корпорации могут расширять свои возможности таким образом.
Децентрализация журналистики
Одна из первых моих идей использования Стимита лично для себя была такова: я хотела собрать знакомых профессиональных журналистов (т. к. я закончила факультет журналистики, то таковые у меня есть в запасе) и предложить им организовать свой независимый журнал на Стимите. Т. к. людям далёким от моего энтузиазма было бы сложно сразу поверить в журавля в небе, мой план был выплачивать сначала им фиксированные суммы за написанные статьи, самой, выступая редактором. А далее по ситауции. Потом я поняла, что лично я не хочу этим заниматься, но то, что такие проекты будут возникать было очевидно и закономерно. Я так понимаю, что по такой схеме работают @golosmedia и @econmag Со временем подобного рода проектов будет становиться я уверенна всё больше. И на вопрос @smotritelmayaka : «А что же делать нам, простым авторам, когда с нами начинают конкурировать профессионалы?» Ответ только один: становиться конкурентными профессионалами.
Ну, например, если @smotritelmayaka , будучи поэтом, считает, что всегда будет проигрывать, в конкурентной ситуации один против трёхсот журналистов, объединенных одной редакцией, он может попробовать объединиться с другими поэтами и создать отдельный «поэтический журнал», отбирая лучшие произведения и т. п. Так у него будет возможность перейти из статуса мелкого предпринимателя, работающего на себя, в статус владельца бизнесом, в котором задействованы другие люди (см. схему упомянутую мною вот здесь: https://golos.io/ru--golos/@awispa/golos-and-nbsp-perspektivnoe-investirovanie-dlya-kazhdogo), ну, или в форму кооператива. Я не говорю, что это стопроцентно поможет в конкуренции, но это один из путей адаптации к свободно развивающейся системе. Либо индивидуально поддерживать высокое качество и уникальность контента и тогда у него в любом случае будет своя публика. Всё-таки экономический журнал и поэзия — это совершенно разные ниши… Если я захочу читать конкретного поэта, мне никогда его не заменит экономический журнал, даже нравящийся мне. Просто я буду читать и то и другое.
Игровые сервисы: монетизация отдыха
Тотализатор на спорт стал одним из самых упешных проектов на Стимите. Но ведь это не предел. Например, есть такой сайт boardgamearena.com , на нём можно играть по сети в настольные игры с реальными противниками. В зависимости от твоих побед-поражений у тебя меняется рейтинг в системе, что добавляет общей соревновательности, но если скрестить подобную штуку со Стимо-Голосом, то за победу у тебя могут начисляться не виртуальные очки, а реальные монеты.
И когда речь идет о получении каких-то частей общего пула за совсем уже в некотором традиционном смысле странную «работу»: такую, как игра в настольные игры, то становится ясно, что здесь и до идеи безусловного базового дохода рукой подать.
Социальные проекты: децентрализованное определение общественной ценности
Примером благотворительного социального проекта стал @golos-zoo-fund . Если вы хотите вложиться ресурсом в решение проблемы бездомных животных, то теперь вы можете это сделелать деньгами условно не из лично своего кармана, а из общего бюджета. Фонд больных раком груди? Строительство школы в Африканской деревне? Пожалуйста. Вы решаете, за что отдаете свой голос при распределении общего бюджета. Это как если бы вдруг в государстве можно было бы влиять на то, куда пойдут собранные налоги… а нет, тут же с вас никто ничего не собирает.
Голос — это не просто новая блоговая плотформа. Это основа для совершенно нового типа взаимодействия по распределению ресурсов в обществе. И то, как вы сможете её использовать, какие проекты вырастить на этой почве, какие процессы, влиющие на реальный мир, запустить, зависит только от вас. И да, всё это в то же время наша всеобщая игра, социальный эксперимент, до конца непрогнозируемый, поэтому многие в нём видят что-то свое.
Голос — это наша коллективная фантазия, становящаяся реальностью, это чёрное зеркало современности, переходящей в будущее, и что в нём отразится зависит от каждого, кто к нему прикасается.