Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
romapush
7 лет назад

"Обидеть художника может каждый" (часть 1): как оценить в деньгах предметы искусства?

Если откинуть самих художников, а также эстетов, ценителей, коллекционеров, арт-дилеров, экспертов, владельцев галерей, сотрудников аукционных домов, художественных критиков и ещё целых ряд специалистов, сведущих в вопросах искусства, то всё равно останется примерно 98% остального человечества, которых волнует, в первую очередь, вопрос: "как вообще происходит процесс ценообразования на рынке искусства и откуда возникают такие суммы?"

Если несколько утрировать, то ценообразование предметов искусства напоминает фондовый рынок, где картина или иное произведение (скульптура, инсталляция и пр.) выступает в качестве ценного актива, т.е. средства накопления и, одновременно, предмета роскоши, т.е. способа престижного потребления. Конечная стоимость такого рода товара является результатом сложного сочетания экспертных оценок, редкости, динамики рынка и моды.

Рекомендую ознакомиться со статьёй, сподвигнувшей меня на такого рода размышления — Цена искусства — это общественный договор /обзор книги Анны Арутюновой «Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента».

Глубже понять Мунка или Ван Гога она не поможет, но хотя бы позволит ответить на вопрос "какого чёрта эта картина столько стоит?". Для тех, кому лень пройти по ссылке, обозначим ключевую идею: произведение искусства является товаром и подчиняется экономической, а не художественной логике, а значит и учитывать нужно ее экономические свойства: способность сохранять и накапливать ценность, выступать предметом престижного потребления и пр.

Цена искусства, как бы кощунственно это ни звучало, это всего-навсего общественный договор между покупателем и продавцом. Исходя из этого, сиюминутная цена картины (как и любого другого предмета искусства) довольно опосредованно зависит от таланта художника.

Список самых дорогих картин в мире, — проданных как на художественных аукционах, так и частным образом, — охватывает лишь то, что выставлялось на продажу. Так, если какая-либо картина Леонардо да Винчи будет выставлена на продажу — она скорее всего будет продана по цене значительно более высокой, чем перечисленные в списке картины, но это невозможно в силу того, что полотна Леонардо отсутствуют в частных собраниях.

Особенно часто обывателя ставят в тупик предметы современного искусства.

Люди мыслят образами и стереотипами. Если речь заходит о картине, то ожидается увидеть что-либо узнаваемое :)
Отлично подойдёт пейзажная живопись: цветущий куст, опушка леса, крепость, фрагмент океана с береговой кромкой; обнажённая натура тоже заходит на "ура" (например, Рембрандт или Тициан, с их пышнотелыми красавицами).

Но сейчас в топе самых дорогих картин мира Мунк, Ротко, Поллок, де Кунинг, Уорхол...

Возьмём, к примеру, творчество Ротко. Типус нашёл свою нишу — композиция из двух-трёх горизонтальных полос разного цвета и успешно её эксплуатирует. Благо цветов и оттенков, в разных сочетаниях, ему хватит до конца жизни. Спешите видеть:

Марк Ротко. Название: "Оранжевый, красный, желтый". 236х206см. 1961 г. Цена - $86,882 млн. Год продажи - 2012, Кристис.

Или вот:

Марк Ротко. Название: "Фиолетовое, зелёное и красное". 1951 г. Цена - $186 млн. Год продажи - 2014, частные торги.

Не впечатлило? А это?

Виллем де Кунинг. Название: "Женщина III". 171х121см. 1953 г. Цена - $137,5 млн. Год продажи - 2006, частные торги.

Как насчёт творчества Мунка?

 Эдвард Мунк. Название: "Крик". 1895 г. Цена - $119,992 млн. Год продажи - 2012, Сотбис. 

На первый взгляд — хрень какая-то, не правда ли? И на второй тоже. И даже на третий, десятый и сотый.
Но давайте прочтём сопроводительный текст:

Крик (норвеж. Skrik) — серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка, созданная в промежутке времени с 1893 по 1910. Изначальное название было на немецком, и звучало оно как «Der Schrei der Natur» («Крик природы»).
На страницах своего дневника 1892 г., автор подробно описывает, что побудило его написать данное творение: "Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу".

Прочитав написанное сразу становится понятно, почему возникло данное название, и ты невольно начинаешь переосмысливать это творение, смотришь на него совсем по иному.

Однако, подобное резюме кто-то должен составить. И далеко не всегда этот кто-то — автор. От сопроводительного текста порой зависит успех или провал художественного произведения.

Так возникла новая профессия — художественный критик.

Продолжение следует.

Репродукции и первоисточники:
http://www.art-spb.ru/article/102
http://expressionists.ru/
https://lenta.ru/articles/2015/06/13/artmarket/

3
54.042 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые