Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
blackmoon
7 лет назад

Игры коммуникации: как оправдаться, если на вас повесили всех собак

На примере того, как Серсея покарала Элларию Сэнд. Даже для сериала, где на каждый квадратный метр приходится по три трупа, эта сцена оказалась особенно бесчеловечной. Однако...Серсею можно оправдать. Возможно, и вам эти риторические приемы тоже пригодятся. Например, в такой ситуации, если вы дизайнер и сдали макет невовремя и кривой - но, с другой стороны, менеджер прислал вам ТЗ неполное и неточное. И вот вы в кабинете гендира разбираетесь, кто достоин поцелуя с ядом “Медленное прощание”. Ну, или “Быстрое увольнение”. 


Эллария: Ты убила мою дочь!

Серсея: Ты убила мою дочь ядовитым поцелуем, я убила твою дочь ядовитым поцелуем. Мы квиты. Нельзя сказать, что я виновата больше тебя.

Суть хода: мы с холодной рациональностью равняем счет. Не вдаемся ни в какие подробности и не составляем перечня взаимных прегрешений. Просто отбиваем посланный нам мячик, не кидаясь вслед ни помидорами, ни щебенкой - и так всегда.

Э: Твоя дочь не умирала на глазах у тебя. В темнице. Где ты сидишь на цепи и ничем не можешь помочь.

С: Моя дочь умирала на глазах у своего дяди (тут важно не сболтнуть от эмоций, что на самом деле у своего отца!). На корабле, который, пусть и покомфортнее темницы, тоже закрытое пространство. И там нет возможности собрать консилиум мейстеров.

Суть хода: мы снова равняем счет. Делаем так, что мы снова квиты. Но ни в коем случае не добавляем новых обвинений лично от себя, чтобы не дать противнику повода уцепиться за наши слова. Ему нужны новые аргументы для атаки? Пусть сам их и выискивает.

Э: Мне придется всю жизнь смотреть, как на моих глазах разлагается ее тело. А если я захочу умереть, во мне насильно будут поддерживать жизнь. Какая ты сволочь, Серсея!

С: Мне бы хотелось напомнить, что ты, Эллария, убила законного правителя Дорна. Из-за этого мой дом утратил власть над одной из тех провинций, которыми обязан управлять по закону. Ты вошла в сговор с моими противниками. Ты пошла войной на столицу. Ты не просто убийца, которая сводила частные счеты - ты государственная изменница.

Суть хода: если противник нас пытается оскорбить, отвечаем корректно. Не пафосно, не с ироничной вежливостью, а с той же бархатной корректностью, с которой сотрудник колл-центра разговаривает с клиентом, который брызжет слюной от негодования. Не ставим противника на место даже с помощью интонации, сохраняем небесное спокойствие (потому что это бесит больше всего, ха-ха).

Формулируем предложения как можно лаконичнее. Вместо “...убила законного правителя Дорна, из-за чего мой дом утратил власть над одной из провинций” и “ты вошла в сговор с моими противниками и пошла войной на столицу”, строим короткие предложения с одним подлежащим (“ты”) и одним сказуемым. Зачем? Так пунктов обвинения больше набирается. Звучит убедительнее. 

И - непременно! - апеллирование к высшим ценностям, то есть к закону. Не “я утратила власть над Дорном”, а “мой дом утратил власть над одной из тех провинций, которыми обязан управлять по закону”.

Э: Я убила одну твою дочь, ты убила моих троих!

С: Выдвинуть свой флот на столицу была ваша затея - противозаконная затея. Мы имели полное законное право на оборону, которое мы и осуществили. Две твои дочери пали в честном бою на палубе, перед этим отправив на тот свет нескольких моих людей.

Суть хода: опять и опять равняем счет. И, как бы ни чесался язык, не упоминаем, что Оберин тоже погиб в честном бою. Ждем, пока и если противник сама об этом упомянет.

Э: Ты морально издевалась надо мной и моей дочерью, терзая нас своей циничной речью.

С: Ты осмелилась убить также и Тристана, нареченного моей дочери, которого я уже считала своим приемным сыном.

Суть хода: Тристан нам, по сути, низачем не сдался. Но его мы держали как козыря в рукаве. Очень важно было не сдать этот козырь заранее и не “переоправдаться”. 


По логике, Серсея-то не так уж и неправа. Личную войну между ней и Элларией инициировала Эллария. Оберин приехал в столицу мстить за сестру, месть состоялась в формате поединка, Оберин его проиграл - все, дело закрыто. Так сиди, Эллария, и горюй в трауре! Нет, надо было ввязаться в новую склоку, причем в беспрецедентно низкую - убийство ребенка. Одобрил бы такое Оберин? Едва ли. Если бы он склонялся к мести ради мести, без правил. Он бы мог, к примеру, просто приехать в столицу и перетравить трио юных Ланнистеров. Однако он выбрал честный путь. А Эллария - бесчестный. 

Это хорошая пища для дополнительной аргументации, если понадобится.


Тем не менее, в сериальной сцене Серсея смотрелась полной гадюкой. А обе Сэнд, которых все до этого откровенно ненавидели (особенно дочь) и которые принадлежат к самой неудачной сюжетной линии (Дорн), вызывали сочувствие. Ошибка Серсеи по отношению к зрителям заключалась ровно в одном: плохо играла. А Сэнд, у которых экранного времени в “Престолах” было далеко не так много и которые не успели так облениться, выложились на славу. Это тоже берем на заметку =)


картинка отсюда

0
11.047 GOLOS
На Golos с October 2016
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые