Интервью: Частный театр - бизнес или творчество?
Рыночные отношения между продавцом и покупателем, спрос и предложение - как подобный подход может сочетаться с театром, местом, которое духовно и морально обогащает людей? В чем суть театра? Есть мнение, что все ценности постепенно забудутся и театр станет одним из мест общественного развлечения, обезличенным и обыденным.
На этом моменте я решила не ходить проторенными дорожками, а поискать ответы у тех, кто давно в теме и знает о театре если не всё, то многое и умеет совмещать деньги с творчеством.
Разговор у нас получился достаточно философским, но я считаю, что для бизнес-сообщества это интервью должно стать особенным и надеюсь, что для многих станет побудителем к размышлениям и рассмотрению своего дела с точки зрения игры и театра.
Представлять своего друга и собеседника не буду сразу и сейчас вы поймете почему.
G: Как тебя представить?
П.Н: Вот. Важный вопрос. Мы как то представляем того кто говорит с нами и одновременно как то представляем себе себя самих. Это уже часть Театра и его механизмов. Представление начинается с репрезентации героя повествования, что бы слова, которые он будет произносить дальше, имели контекст и значение. Герой, Практик, Выдумщик, Великий учитель, Вор, Обманщик, друг Самого Главного, Аскет. Кто будет говорить с нами и кто мы в этой игре? Жертва? Ученик? Партнер? Заказчик? Потребитель смыслов?
Представление это ритуал, начало спектакля. В этой части стороны договариваются о ролях. Давайте в данном случае договоримся так;
Петр Немой. Практик. Исследователь. Философ. Режиссер. Актер. Инженер игровых модулей вселенной.
G: Как ты решил создать свой театр? Почему нужен был именно отдельный театр, твой?
П.Н: Понимаешь, Театр для меня это не место, а пространство, в котором ты творишь свою игру. Создаешь свои миры. Сочиняешь свои законы. И в этом смысле каждый человек либо участвует в чужой игре, либо создает свою. Для меня естественно создавать свой мир и свой театр с близкими мне по духу людьми. Театр это пространство очень личное и крайне замкнутое, это даже более сокрытая территория чем семья. Здесь нет права родственников и закона социума. Ты все в этом пространстве сочиняешь как бы заново. И одновременно Театр это встреча с миром внешним. Предельно открытая встреча, прямо нутро к нутру и нет возможности спрятаться. Ты уже сказал кто ты и что ты хочешь и ждешь ответа от мира. Мне близка такая структура.
G: Ты рассматривал театр как бизнес-проект?
П.Н: Тоже хороший вопрос. Хочется задать вопрос, а что такое бизнес? Исходя из общего смысла и перевода, Business – «дело», «занятие», «предприятие» или проще, - дело, приносящее мне доход. Тут есть разные интересные, как мне кажется, аспекты. Ну во-первых, если дело твое то не может быть никаких внешних спонсоров и значит оно должно приносить доход, ведь никто не должен тебе оплачивать украшения для твоей жены или твой автомобиль. Во-вторых, если мы говорим о Театре как о пространстве формирования своей Игры то мы, безусловно, имеем в виду, целостный мир естественной частью которого является бизнес. И третье, наверное, самое важное, бизнес всего лишь часть мира, которая сейчас не заслуженно занимает лидирующую позицию в оценке качества происходящего. Театр – основа формирования онтологии и её составляющих правил и законов, а бизнес всего лишь естественно паразитирующая на этих законах институция. Вопрос Шнура в ироничной песне, - Москва, почём звонят твои колокола, вполне логичен для этого времени, но парадоксален по сути. И в этом смысле, я могу ответить утвердительно. Да, я задумывал театр частью которого является бизнес, то есть как дело приносящее доход.
G: Когда ты понял что театр, может приносить деньги?
П.Н: Давай я попробую откровенно ответить на этот вопрос. Театр не аист, а деньги не плод любви… Может ли приносить деньги здание на Тверской? При правильном и адекватном обращении, да. Ну и что? А может и разорить владельца налогами и прочим. Что является продуктом театра? И что мы обмениваем на деньги? Эмоции? Причастность к искусству? Знание? Театр сейчас очень далеко ушел в своих поисках и возможностях. Сейчас это огромная сфера деятельности, от квэстов и персональных игр в реальности до духовных и корпоративных мистерий. Геймификация шагает по миру, виртуальному и реальному стирая границы между игрой и жизнью. Это и не плохо и не хорошо, но это факт. Один мой очень хороший друг, крупный бизнесмен сказал, - Знаешь, 90 процентов успехов в бизнесе достигается через игру и только 3 процента успевают это отрефлексировать. Театр это лабораторные исследования, театр это шоу, театр это маркетинг, театр это трибуна, театр это клуб. Какой твой театр? В каждой его ипостаси свои способы заработка, свои финмодели и свои системы продвижения. Но безусловно одно, он может приносить деньги. Разные деньги.
G: Нужно ли составлять бизнес-план для театра?
П.Н: Бизнес-план, это что то, из архаичной экономики 90х годов. Даже чистый бизнес не пользуется этим инструментом. Как можно в таком стремительно меняющемся потоке что то планировать? А главное нужно ли это? Ведь с одной стороны план дает некую иллюзию ясности движения, а с другой стороны делает зрение тоннельным. Нужно следить за живым потом того что ты делаешь, успевать отрефлексировать меняющееся содержание и уточнять маршрут. Пространство сейчас реагирует только на настоящую живую энергию и потоковые компетенции складывающиеся прямо во время пути.
G: Можно ли быть режиссером и предпринимателем? Как тебе удается управлять и творить?
П.Н: Это все и есть суть одно. Режиссер это супер предприниматель, а творить и означает управлять. Конечно, в раздвоенной реальности нашего века это тяжело совместить, но не потому, что одно исключает другое, а потому что общепринятая модель мышления разделила эти понятия. Художник и бизнесмен это такие противоположности. Все это смешно конечно и является следствием страха взять на себя ответственность за целое. Девелопер не художник и не формирует культуру? Вранье. Художественный акт не влияет на экономику? Вранье.
G: Можешь дать рекомендацию для людей, которые хотят открыть свой театр, с точки зрения подхода или лайфхака? На что обращать внимание, и какие подводные камни?
П.Н: Все подводные камни у нас в голове… Что касается рекомендаций, то, наверное, могу сказать следующее, нужно глубоко знать традицию иначе ты пустое место, нужно знать актуальную среду потому что театр это часть этой среды и она питает его, слушать советы и критику но доверять только себе, ну и самое главное искать свой язык, свой театр, свое место. Никому не интересны повторы, задача и основной принцип Театра это быть здесь и сейчас. Именно здесь. Именно сейчас. Именно быть.
На этом наш разговор с Петром не заканчивается, мы запланировали интервью и хотим еще поговорить о творческих проектах, как о бизнесе. Но пока вернемся к маркетингу и посмотрим еще на один любопытный момент.
Мы пошли дальше и провели опрос, во время которого скрылись основные проблемы непопулярности театра. В ходе исследования анкетирование прошли 260 человек разных профессий и возрастных групп. И вот, что получилось:
- 12% считают, что театральное искусство находятся в плохом состоянии;
- 9% негативно отозвались о ценах на билеты;
- 5% не устраивает репертуар;
- 4% указали на позднее окончание спектаклей и сбои в работе общественного транспорта;
- 3% всё устраивает.
Что можно из этого мини-исследования понять? Что есть проблемы и они требуют решения.
Предложения
1. Удержание.
Для начала политика театрального мира должна быть нацелена не столько на привлечение нового зрителя, сколько на удержание старого. Из-за халатного отношения государства к данной проблеме, перестали контролироваться цены на билеты, репертуар и структура предложения, предоставив решение этих вопросов театру. Но театр — это маленький мир со своим характером и душой, чуткой и нежной, и подобные вопросы не в их компетенции.
2. Следить за трендами
Вкусовой диапазон зрителя очень разнообразен, от оперы до кукольного театра. И более конкурентоспособным будет тот театр, который прочувствует и сможет адекватно отреагировать на желание зрителя. А маркетинговые исследования должны в этом помогать.
3. Цена билета
Что касается цен на билеты, тут требуется полный пересмотр ценовой политики театров. В итоге цена на билеты должна стать оптимальной для всех слоёв населения и при этом не должно пострадать качество выдаваемой продукции, то есть спектакля.
4. Распространении билетов
Так как больше половины продаются непосредственно из кассы, либо спец-агентами (шутка), которые персонально занимаются распространением. Купить билеты в интернете до сих пор можно только в мегаполисах, а для регионального зрителя многие технологические способы не доступны.
Текст: @grafcat
Герой: Пётр Немой
Оформление: @sibr.hus
Фотографии из аккаунта на Facebook Петра Немого