Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
a-n-n-a
7 лет назад

музей льна и бересты в Костроме


источник изображения:

http://www.linenmuseum.ru/


Три года назад нас, студентов агрофака, в обязательном порядке водили в музей льна и бересты в рамках курса "Традиции земледелия". По результатам экскурсии я написала  отчет. Думаю, вам он будет интересен.


Сложно представить Русскую землю без традиционных наших материалов – льна и бересты. Историю этих материалов нам поведали в музее льна бересты, расположенном в Костроме на улице Терешковой.



Лен – древний русский материал. Он возделывался с незапамятных времён, но решить, где его первоначальное отечество, — трудно. Относительно однолетнего льна всего вероятнее, что он происходит из восточного Средиземноморья (Закавказье, Анатолия, Западная Персия). Он легко дичает и показывается авторами во многих странах диким или одичавшим, между прочим и в южной России



Льняная пряжа состоит из прочных, совершенно круглых лубяных волокон, сильно заостряющихся на оконечностях, достигая длины в 4 см и больше. Разводятся преимущественно 2 подвида обыкновенного льна, а именно: долгунец с мало ветвистым соцветием и более высоким стеблем, главным образом для пряжи, и кудряш — более приземистый и с весьма ветвистым соцветием — главным образом для семян.

Семена льна, погруженные в воду, скоро покрываются бесцветной слизью, происходящей от расплывания клеточек кожицы, состоящей из бассорина. В клеточках зародыша и окружающей его тонким слоем питательной ткани находится преимущественно жирное льняное масло, содержащее масляную линоленовую кислоту. Медицинское и техническое значение льняного семени именно и основано на содержании названных веществ.         

   В музее нам описали весь путь льна – от семечка до ткани.  Весной, по вспаханному полю, умелые мужские руки высевали золотистые семена.
Лен всходил, цвел. Синие поля льна – вот истинное украшение бескрайних просторов России. Цветет поле 2 недели, но каждый цветок в отдельности цветет лишь один день.

После того, как лен достигнет спелости, на поле выходили женщины. Нежные женские руки убирали лен. Лен не срезают, а вырывают с корнем – тогда волокно получается длинное, качественное.  Убранный лен расстилали по полю, чтобы костра отщепилась от волокон.

После этого лен теребили. Делалось это в несколько приемов: от грубой обработки до ласкового вычесывания тончайших волокон.



Но все части льна использовались умелыми мастерицами: из грубой части плелись пояски, а из вычесанных тонких волокон делалась тончайшая нить. Прясть лен было занятие непростое, и со временем оно стало похожим на ритуал. На посиделках девушки пряли нить, и самые лучшие мастерицы, тонкопряхи, у которых нить получалась толщиной с человеческий волос, становились самыми желанными невестами – ведь мужчине важно, чтобы жена была усидчивой, трудолюбивой мастерицей.  



После того, как нити были спрядены, под весну, с чердаков доставался ткацкий станок. Непростое дело – нанизать нитки на станок правильно, чтобы ни одна не перевилась, не перепуталась. Ткали ткани вручную.  После того, как ткани были сотканы, их окрашивали. Красителями в те времена были природные материалы: сок травы давал нежный зеленый цвет, а луковая шелуха – богатый золотой.   


    
 Но время шло, и на смену одиночным мастерицам пришли фабрики. В них объединялись десятки рабочих, и производство шло беспрерывно.







Станки также совершенствовались – на смену деревянным деталям приходили металлические. В Костроме первым заводом по производству льняных тканей, стала большая костромская льняная мануфактура.  
Большая Костромская Льняная Мануфактура (БКЛМ) - одно из старейших предприятий в России. Образовано оно было братьями Третьяковыми в 1866 году под фирмой "Товарищество Большой Костромской Льняной Мануфактуры".
Предприятие тогда состояло из трех фабрик - прядильной, ткацкой и отбельной. По данным из Wiki в 1867 Мануфактура уже имела 4800 веретен и 22 ткацких станков. К концу 19 века это была одна из крупнейших льняных фабрик Европы.
Для Третьяковых Костромская Льняная Мануфактура стала финансовой основой для будущего открытия известной во всем мире Третьяковской Галереи в Москве.
Со временем однотонное окрашивание тканей сменилось нанесением узоров.  Первыми тканями с рисунками стали ткани набивные. Мастера делали доски с рельефным рисунком, которые назывались манерами. На эти доски наносилась краска, после чего с помощью деревянных молотков – киянок – рисунок набивался на ткань.



Рисунок в этом случае оказывался только на одной стороне ткани. Позднее стали делать из ниток разного цвета ткани жаккардовые, в которых нити двух цветов переплетались хитрым образом, образуя рисунок. На одной стороне получался белый рисунок на синем фоне, на другой – синий рисунок на белом. Выглядели обе стороны празднично и нарядно, и было сложно понять, где лицо, где изнанка. Исторически принято считать изнанкой белую сторону. 

Чуть позже появились гобелены. Рисунки на гобеленах были очень разнообразны, и в них сохранялась история – ведь сюжетами для рисунков становилось то, что окружало человека. Так, на некоторых гобеленах сохранились изображения храмов, которых сейчас уже нет – они были уничтожены большевиками.





 Также на экспозиции представлены изделия современных мастеров: например, кофточка, исполненная в технике, имитирующей вологодское кружево. Ее в течении долгих месяцев делала костромская мастерица.  

     

Рядом мы видим картину льняного поля, выполненную из лоскутов: ткани всегда резались очень аккуратно, к ним относились бережно. И даже маленькие лоскуточки находили свое применение.



Ниже стоят тряпочные куклы: здесь есть и архангельская, и белгородская, и наша, Костромская. Всех этих кукол объединяет одно – не прорисованы на них лица. Раньше считалось, что если у куклы будет лицо, то в нее может вселиться демон, который может причинить вред ребенку.

На втором этаже музея располагается зал бересты. 

Береста - это верхний слой березовой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Береста - это удивительно пластичный и теплый материал. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов. Из бересты наши предки делали крыши домов, легкие летние жилища и лодки, поплавки для сетей, предметы бытовой утвари (туеса, короба, корзины, кошели), лапти, игрушки для детей. Использовали ее и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в большом количестве в Новгороде среди древних вещей из бересты.
Изделия из бересты обладают чудесными свойствами: в туесках из бересты еда не остывает в холод, не греется в жару, молоко не киснет. Это объясняется многослойностью самой березовой коры и ее природными антисептическими свойствами.
На экспозиции представлены предметы быта, сделанные из бересты: это и лопаточник – чехол под нож, который носился на поясе, и туески с коробами, и, конечно же, лапти.  





Первые лапти делали из липового лыка, и только позднее их стали делать из бересты. Изначально лапти плели на каждую ногу отдельно. Однако со временем стали плести лапти одинаковые. Обувь эта была недолговечная, пара лаптей носилась максимум неделю. Но мастера и изготавливали их быстро: десятилетний подросток мог сплести пару лаптей за час. Со временем мастерство развилось, и разнообразие обуви пополнилось босовиками, лаптями – поршнями. На выставке представлены такие изделия, сохранившиеся в Красном.       

 На выставке представлены работы костромской мастерицы, учителю многих костромских мастеров. Одаренный математик, она говорила: «я могу сплести из бересты что угодно, мне только нужно разложить это на квадраты». Чудесное переплетение берестяных полосок разных цветов делает ее вещи незабываемыми.

Также на выставке представлены работы современных мастеров–берестянщиков, продолжающих традиции древнего ремесла: Забавиной Натальи Павловны, Гаврикова Александра Юрьевича, Семеновой Галины Николаевны, Дырмовского Виктора Петровича, Лебедевой Любови Борисовны и ее учеников. Под потолком кружатся Птицы Счастья.



Деревянных птиц с шикарными крыльями и хвостом часто можно встретить в сувенирных лавках, но мало где расскажут историю ее происхождения.  Жил в Холмогорах мастер, и была у него дочка любимая. Как то она заболела, и долго не могла оправиться от болезни – думали, девочка не выживет. Она мечтала об одном – дожить до весны, увидеть, как прилетают птицы. Отец очень хотел помочь девочке, но не знал, как. И вот однажды оставил он брусок из ели в горячей воде – и случилось чудо. Смола, соединяющая слои древесины, растаяла, и брусок развернулся, как дамский веер. Из одного такого бруска мастер сделал птице крылья, из другого – хвост. Изогнул он эти деревянные веера так, чтобы любой поток воздуха заставлял эту птицу летать, и повесил чудо-изделие над кровати дочери. Дочь открыла глаза, увидела птицу, и так обрадовалась, что начала поправляться. Молва пошла по округе – мастер сделал чудо-птицу, которая самые страшные хвори исцеляет. И стали все у мастера таких птиц просить, чтобы в каждый дом пришли здоровье, счастье и любовь.

Вдоль перил стоят символы лет, которые помнит музей: крыса, бык, тигр, кролик, дракон. А змея, символ этого года, встречает посетителей в вестибюле.   1  

5
0.349 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые