Синдром Стендаля: а с вами бывало такое?
В каком неведомо году папа водил меня по Третьяковской галерее. Мне лет 10 в ту пору было. Папа, до мозга костей технарь, нимало удивил меня. Он рассказывал о многих картинах, особенно восхищался полотнами Айвазовского. Таким я его не знала. Я была сдержанным ребенком и шествовала из зала в зал молча, без каких-либо эмоций, впитывая однако в себя красоту картин Серова, Сурикова, Васнецова... А вот папа, обычно суровый и скупой на слова, непривычно много жестикулировал и говорил.
И вдруг! - я встала, как вкопанная. Передо мной была картина... Не, не картина даже, а - зрелище, видение, ужас! Это было полотно кисти Верещагина "Апофеоз войны". Я смотрела и смотрела на нее, вглядывалась, поглощала, замечая самые крохотные детали. Помню, меня поразила не столько гора черепов, сколько вороны и общий фон картины - пустынный, смертельный, безысходный. Папу мой интерес к "Апофеозу..." неприятно поразил (ну, еще бы, среди сотен красивейших полотен, наполненных яркими красками и жизнью, его 10-летняя дочь стоит, как вкопанная, перед черепами и не желает переходить в другой зал).
А потом со мной вообще произошло что-то невероятное. Я ощутила жар пустыни и раскаленный ветер, летающие вОроны едва не задевали мое лицо. Более того, я увидела (честное слово, увидела!), как несколько черепов скатились с макушки горы к ее подножию... Дальнейшее помню смутно, очнулась и обнаружила себя сидящей на стуле со стаканом воды в руках. Лицо пылало, наверное, у меня подскочила температура. Это было очень странно, потому что я никогда не была ни экзальтированной, ни слабой, ничем таким, что называют тонкой душевной организацией. Да обычным ребенком из провинции я была! И живописью вообще не интересовалась. Большие картины видела впервые.
Много-много лет спустя, уже подзабыв презрительное папино "Фу ты, ну ты, барышня кисейная, картины испугалась", я узнала про синдром Стендаля (и, кстати, вовсе я тогда не испугалась, было именно что-то другое). Так вот, знаменитый автор "Красного и черного", побывав в 1817 г. во Флоренции, вспоминал:
Вот! Именно это случилось и со мной перед картиной Верещагина! Синдромом Стендаля стали называть состояние людей, которые при созерцании картин как бы перемещаются в пространство художественного полотна и испытывают при этом обостренные эмоции, сопровождающиеся головокружением, учащенным сердцебиением, иногда тошнотой и шумом в ушах. В общем, по терминологии медиков, налицо психосоматическое расстройство.
Человек, "подцепивший" синдром Стендаля, опасен. Да-да! От переизбытка чувств и непонимания, что же с ним такое происходит, он может даже порушить произведение искусства. Как бы подсознательно убрать источник такого состояния. Можно вспомнить десятки и даже сотни примеров. В более обширном смысле о синдроме Стендаля можно говорить и тогда, когда человек созерцает другие красоты - природу, женщин и др. Даже когда он слушает музыку.
Бывало с вами что-то подобное, а?