Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
dajana
6 лет назад

Арт-мистификации, каких художников никогда не существовало

Когда речь идет о мистификациях в искусстве, то чаще всего они находятся на одном уровне с фальсификациями и воспринимаются негативно. Гораздо интереснее, когда мистификация приобретает собственную художественную и финансовую ценность. Как правило, такие работы наделены не только эстетической составляющей, но и отличной долей юмора и иронии.

Салон непоследовательных

Мало известная группа французских художников, которые называли свое творчество Arts incohérents — «непоследовательное искусство», по крайней мере, так оно звучит в русскоязычных источниках. На самом же деле, уместнее было употреблять эпитет «бестолковое».
Даже если вы о них никогда не слышали, то работы видели точно.


«Ночная драка негров в подвале» Поль Бийо


«Анемичные девицы на первом причастии в метель» Альфонс Алле


«Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря» Альфонс Алле

Кстати, первая картина могла бы называться «Философы ловят черную кошку в темной комнате» из под кисти все того же Альфонса Алле, между ними нет большой разницы — просто черный квадрат. Художники вообще изрядно постебались на эту тему, хотя всем известный квадрат Малевича появился лет так на 30 позже. Этот аргумент часто используют те, кто пишет статьи наподобие «Раскрыта тайна черного квадрата», «Черный квадрат Малевича — плагиат» и так далее.

Так и хочется сказать: «ребята, успокойтесь! Непоследовательным художникам 300 лет не надо было низвергать и опровергать каноны академического искусства, как делали это авангардисты, они просто сами веселились от души и веселили парижскую публику за одно».

В общем-то, непоследовательные художники и художниками не были, среди них были писатели-юмористы, издатели, скульпторы. Дурачились непоследовательные деятели, как могли — похожий подход перенесли даже в музыку, так мир увидел «Траурный марш для глухого». Догадаетесь, как выглядела партитура?

Квентин Септюль и расинисты

Стоило Роджеру Фраю провести выставку постимпрессионистов в Лондоне в 1910 году, как следом за ней последовал грандиозный показ картин под названием «Квентин Септюль и расинисты».

В каталоге они анонсировались, как художники-новаторы, которые сплотились вокруг Септюля после его бегства из Парижа. Организаторы не скупились на пафосные эпитеты, выставляя новоявленных творцов страдальцами и жертвами собственной бескомпромиссности, ведь именно из-за нее для художников были закрыты двери на все официальные выставки. Сообщалось, что все они либо суицидники, либо сумасшедшие, либо просто померли в страшных мучениях от отравления токсинами красок.

Среди этих гениальнейших талантов числились Шарль Тюрлетен, Роттон, Гага и Аспи. Не слышали о таких? Тут даже гуглить бесполезно, потому что на самом деле этих художников никогда не существовало, а картины для выставки нарисовал довольно известный карикатурист Генри Беймен — член клуба «Челси-Артс». Ну что же черного юмора и сарказма ему явно не занимать.

Бруно Хэт

Этот художник долго был неизвестен, писал картины, что называется «для себя» и кто знает, сколько это бы продолжалось, не приключись с ним невероятно счастливый случай. Его работы увидел Брайан Гиннесс — да, из того самого семейства Гиннессов, которые и пиво варили, и всемирноизвестную премию поддержали.

Так вот, оказалось, что картины Бруно Хэта — это великолепный образец чистой формы и цвета, новое слово в искусстве, которое скорее всего, пойдет впереди авангарда.

Брайан Гиннесс так вдохновился работами Хэта, что решил организовать выставку в своем доме. Ведь это было настоящее торжество английского модернизма. К делу подошли ответственно: выпустили каталог, с многообещающим заголовком «Как понять Бруно Хэта». В восторженных откликах его сравнивали с именитыми авангардистами, ставили если не выше Пикассо, то на один уровень с ним. Нужно ли говорить, что английская светская среда приняла новоявленную звезду с восторгом и даже всерьез?


«Натюрморт с грушами» Бруно Хэт

Конечно, вы понимаете, что эта история не попала бы в обзор, будь она чистой правдой. Никакого Бруно Хэта не существовало и в помине, юный Гиннесс просто развлекался, как мог, точнее поддался на уговоры своего друга — Брайана Говарда, который и придумал всю эту затею с выставкой несуществующего художника.

Тем не менее, в 2009 году на торгах Sotheby's эту картину продали за 18,7 тыс. фунтов, конечно, не миллион, но получается, что арт-рынок сам вынес приговор этой мистификации и приравнял ее к значимым произведениям искусства.

Нэт Тейт

Если все предыдущие мистификации были в начале XX века, и потому их успех можно списать на недостаточную осведомленность людей, ну, информация распространялась медленно, интернета не было. То следующий случай более «свежий».

1 апреля 1998 года вышла в свет биография забытого художника Нэта Тейта, автором которой был Уильям Бойд. В честь этого Джефф Кунс организовал грандиозную вечеринку, можете себе представить размах, если ведущим был Дэвид Боуи.

История такова: художник добился успеха в абстрактном экспрессионизме, а по большому счету, был широко известен в очень узких кругах особых ценителей. После стремительного взлета, он вдруг осознал свою бездарность, решил найти и выкупить свои картины, потом сжег их — чем вам не своеобразное аутодафе? А после покончил жизнь самоубийством. Типичная, трагическая история о гении-художнике.

Сожжение картин было отличным ходом в сюжете, так можно было объяснить, почему полотен практически не осталось.


«Мост №114» Нэт Тейт

Примечательно то, что обман раскрылся не сразу, даже некоторые искусствоведы заявляли о том, что мало знают о Тейте, но все же слышали о нем. Гости вечеринки сожалели о безвременной кончине творца, вспоминали веселые случаи из его жизни и даже заявляли, что им приходилось водить личное знакомство.

Биография Нэта Тейта — чистый вымысел. Если вам кажется что-то знакомым в его имени, то скорее всего вы просто слышали о такой галерее, как Tate, именно к ней идет отсылка фамилии, а имя ссылается на Национальную Лондонскую галерею. Уильям Бойд вовсе не хотел обманывать своих читателей, он хотел показать, насколько убедительным может быть вымысел, насколько умение делать карьеру, в современном мире искусства, важнее таланта художника.

Картины, которые «уцелели», рисовал Бойд сам. Одна из них — «Мост №114» была продана на аукционе Sotheby's. Как бы не хотелось обижать творческие способности автора, все же его точка зрения получила подтверждение.


Использованные источники и дополнительные ссылки

  1. Примечание к каталогу Sotheby's — лот Bruno Hat STILL LIFE WITH PEARS.
  2. Статья Филиппа Деклерка об искусстве непоследовательных, кстати, тут можно узнать откуда взялись усы у дадистической Моны Лизы Дюшана.
  3. Статья в The guardian о значении творчества Нэта Тейта в современном искусстве.
  4. Эссе «Золотая молодежь: создание Бруно Хэта» — подробно о том, кто, как и когда придумал художника и вообще, как развлекалась богатая молодежь в Великобритании в начале XX века.


39
583.155 GOLOS
На Golos с January 2017
Комментарии (10)
Сортировать по:
Сначала старые