Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
dajana
6 лет назад

Страсти вокруг Плота Медузы

Из невошедшего в Искусственный отбор. Плот и плоть на картине Теодора Жерико.

Тема человеческих страданий, голода и лишений, кажется, очень нравилась Жерико. По крайней мере, он не единожды использовал ее в своих картинах. Картина «Всемирный потоп» менее известна, чем «Плот Медузы», но трагичности ей тоже не занимать.

Когда Теодор Жерико решил, что будет рисовать гибель фрегата «Медуза», он взялся очень основательно за дело. Сохранилась масса анатомических этюдов художника. Если не смягчать формулировки, то его поведение было вообще похоже на маниакальные приступы, хоть и проявляющиеся в творчестве.

Слава всем, сам он трупы не коллекционировал, зато ежедневно посещал парижские морги и больницы, чтобы с анатомической точностью изобразить, происходящее на плоту. Трупы, ободранные тела, портреты умирающих людей и тела с оторванными конечностями. Поговаривают, что после того, как он арендовал студию для написания картины, договорился с одним из местных Госпиталей и ему прям на место доставляли «наглядные образцы».

Политическая составляющая картины

Выбор сюжета был довольно рисковым для художника, не столько из-за расчлененки, сколько из-за истории, связанной с гибелью «Медузы». Эскадра была под предводительством сторонника монархии, лояльности к короне ему хватало, а вот опыта в навигации нет. Естественно, в случившейся трагедии обвиняли французское правительство.

Это сейчас куратор любого музея может сказать «fuck you, мистер президент, а не картину Ван Гога». Ну ладно, не любого, а Гуггенхайма, и не фак, а возьмите золотой унитаз вместо «Пейзажа со снегом», и не президенту, а Дональду Трампу, хотя нет - таки президенту. Но так еще хуже, потому что порождает массу вариантов для нелицеприятных трактовок.

А теперь мысленно перенеситесь лет так на 80 назад, когда десталинизации еще не было, а сталинские репрессии уже были. Страшное время. Если говорить исключительно о художниках, то расстреляно было более 400 человек. Особо не разбирались враг — не враг, шпион — не шпион, инакомыслящий, оппозиционер.

Это я вам два крайних полярных вида взаимодействия политики и искусства назвала, а Франция в XIX веке была где-то между, но все же капельку ближе к сталинской эпохе. Ну судите сами: сначала революция, потом наполеоновские войны, потом реставрация Бурбонов, вряд ли Людовик XVIII чувствовал себя настолько уверенно, чтобы не обращать внимания на все камни, летящие в огород французской монархии. То есть, расстрелять бы Жерико не расстреляли, да и Бастилию к тому времени уже разрушили, но предать «анафеме» в художественной среде могли, ну, или сослать, куда подальше.

Но видимо монарх был в прекрасном расположении духа, картина удостоилась одной фразы «Вот, господин Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Фух! Пронесло. Выдохнули.

Общественность разделилась на два лагеря: оппозиционеры картину приняли одобрительно, удивила их и эмоциональная составляющая, и композиционное решение Жерико. Роялисты, приверженцы монархии, разнесли все в пух и прах: и колористическое решение неудачное, и сюжет недостойный (ну тут, как раз все понятно), и по размеру слишком велик и ,вообще, рисунок неправильный.

Как бы там ни было, а интерес к полотну возрастал каждый раз, как только начинался усиливаться политический кризис во Франции. Для многих в нем виделся крах монархии, картина знаменовала собой гибель существующего порядка. Да и в искусстве XX века много отсылок к этому сюжету.

Судьба картины

Тут можно было бы заломить руки и трагичным голосом сказать что-то по типу: нет чести пророку в своем отечестве. Но вы же все равно ничего не увидите, а по буковкам интонацию не уловите. Жерико понял, что во Франции при таком раскладе успехов ему не видать, а деньги были нужны, поэтому напросился к одному предприимчивому дельцу из Англии.

Уильям Буллок — владелец Романской галереи, согласился провести персональную выставку. Если вы думаете, что только современное искусство продвигается силами маркетологов, то ошибаетесь. Так было если не всегда, то 200 лет назад точно. В Англии накануне вышла книга Корреара и Савиньи, которые были очевидцами трагедии фрегата «Медуза», поэтому сюжет картины англичанам был знаком, да и вообще морская тематика островитянам близка. Все это приправили обширной рекламной кампанией в прессе и отдельной премьерой для «элиты». Жерико получил то, что ему не дали на родине: признание, славу, деньги. Даже больше, его удостоили сравнения с Караваджо и Микеланджело.

Деньги, которые художник выручил благодаря выставке, он собирался потратить на свое лечение. Тут у меня пробел, может и потратил, но безрезультатно, он умер спустя 5 лет. Картины и все имущество были выставлены на аукцион — так «Плот Медузы» попал в Лувр, где выставляется до сих пор.


Друзья и просто читатели, напоминаю, что паровозик Легиона Хаоса поддерживает хорошие и интересные посты разных авторов по тегу #chaos-legion, если, конечно, ваше понимание «хорошего и интересного» совпадает с мнением Великого Метатрона.
Если вы хотите попробовать себя в качестве Воина Легиона Хаоса пишите мне в телеграм @Dajana_Vera.

6
1347.582 GOLOS
На Golos с January 2017
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые