Рембрандт. Путь мастера света и тени

“Так пришло одиночество. Сам Рембрандт почти не замечал этого, до самозабвения увлеченный новой могучей творческой силой, которую в себе чувствовал. И не только чувствовал, но и давал ей простор. Ему чуждо зазнайство, чужда гордость созданиями своего гения. Завершенные картины его уже не интересовали. Только то, что существовало в его мечтах, над чем работали его руки и чем были заняты его мысли, представляло для него ценность. Он не знал благодатных перерывов в работе, как Леонардо да Винчи, с восторженным удивлением отдававшийся созерцанию чуда собственного бытия и совершенной гармонии сил, возможной в жизни одного человека”. (Тейн де Фрис. Рембрандт). 

Автопортрет. 1669

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в нидерландском городе Лейдене 15 июля 1606 года. Он был самым младшим ребенком в состоятельной семье, сохраняющей верность католичеству даже после Нидерландской революции. Его интерес к живописи раскрылся уже в ранние годы ученичества, поэтому в 13 лет его отдали на обучение к Якобу ван Сваненбург, который был известен написанием картин несколько депрессивного и апокалиптического характера. 

Сошествие во Ад. Якоб ван Сваненбург

С матером он пробыл в течение трех лет, после чего отправился в Амстердам к Питеру Ластмену, с которым продолжил совершенствовать свои изобразительные навыки. Влияние Ластмена, который в своих работах тяготел к изображению исторических, мифологических и библейских сюжетов, оказало немалое влияние на ранний этап творчества Рембрандта. Достаточно посмотреть на его “Побиение камнями св. Стефана” или “Крещение евнуха”, где художник стремится с максимальной точностью отразить непривычную библейскую обстановку и уделяет особое внимание каждой материальной детали, благодаря чему складывается особая атмосфера момента.

Побиение камнями св. Стефана. 1629

Крещение евнуха. 1926

Уже к 22 годам талант художника раскрылся во всю мощь. Его работы столь высоко ценились, что к нему самому стали приходить ученики. В целом за свою достаточно долгую жизнь Рембрандт “взрастил” не менее 40 учеников, среди которых небезызвестные Герард Дау, Говерт Флинк, Фердинанд Боль.
В 1634 году Рембрандт женится на молодой Саскии ван Эйленбюрх, дочери местного бургомистра. Это оказало положительный эффект на развитие его художественной карьеры, поскольку открыло перед ним двери домов богачей, многие из которых желали получить портреты, написанные столь талантливым художником. Его работы были необыкновенно яркими и живыми, в отличие от привычных работ портретистов того времени. Более того, в их основу нередко были заложены сюжеты мифологических и библейских историй, что, конечно, тоже привлекало богачей.

Посмертный портрет Саскии в образе Флоры. 1660

Портрет Корнелиса Ансло. 1640

Рембрандт, будучи художником, учителем и торговцем произведениями искусства, в течение своей жизнь был достаточно успешным в финансовом плане. Тем не менее, его обеспеченная жизнь была омрачена чередой тяжелых личных утрат: он похоронил всех своих детей (троих новорожденных и одного взрослого 27-летнего сына), дважды овдовел и в в поздние годы столкнулся с материальными трудностями, обанкротившими его. Ему пришлось выставить на продажу любимую коллекцию античных скульптур, картины фламандских и итальянских художников эпохи Возрождения и современных голландских художников и, наконец, расстаться с домом, с которым было связано множество дорогих сердцу Рембрандта воспоминаний. Вырученные средства пошли на уплату долгов после того, как он объявил о своем банкротстве в 1956 году.

Мельница. 1948

Однако трудности не смогли сломить его характер и укротить художественный талант. Наоборот, они позволили ему более эмоционально и глубоко передавать переживания на своих полотнах. Рембрандт перестал интересоваться изысканностью и эфемерной красотой, теперь он стал создавать картины, в полной мере отражающие правду, столь тщательно скрытую за внешним благополучием. Такая честность была непривычна и неудобна выходцам из высших кругов современного Рембрандту общества. Его работы по-прежнему вызывали восхищение, но теперь к этому примешивались споры и непонимание, касавшиеся как новаторских приемов художника в плане непосредственно написания картин, так и его удивительной способности точно подмечать и отражать детали. Наконец, нежелание Рембрандта отступаться от своих убеждений и принципов сделали его запрещенным художником, изгоем среди элиты. И все же Рембрандт никогда, вплоть до последних дней жизни, не оставлял искусство.

Даная. 1947


Возвращение блудного сына. 1969

Рембрандт ушел из жизни в возрасте 63 лет - больным, обанкротившимся и никому не нужным. Но он оставил поистине бесценное наследие. Он доказал, что красота не подчинена привычному течению времени, она независима от господствующих вкусов, моды и предубеждений. Он показал, что эмоции не всегда проявляются в безупречных формах и идеалах. Сегодня он является признанным и одним из величайших художников в истории европейского искусства. Его сочувствие ко всему человеческому роду и тонкое понимание природы дают ему право называться Пророком человеческой цивилизации.

Благодарю за внимание,
Ваша @freshbrain

искусствоживописьartvox-populipsk
130
165.594 GOLOS
0
В избранное
Ekaterina Z.
Давайте знакомиться! https://golos.io/ru--znakomstvo/@freshbrain/pozvolte-predstavitsya-moi-pervyi-post-na-golos-io
130
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые