Histart №10: Мона Лиза. Улыбка, лишающая мир рассудка

Проводим эксперимент, меняем мнения и разбираемся с вековыми загадками одной из самых таинственных картин в мире!

То, что вы видите ниже этого текста, когда-нибудь должно было случиться и дойти до нашего проекта. Итак, время пришло. Встречайте - Мона Лиза Леонардо да Винчи (1503)


Источник изображения

Предисловие


Структура хистарта сегодня просто не может быть стандартной, а поэтому будем смотреть в процессе нашего обзора.

Но перед обзором немного истории личного восприятия. Поклонников Моны Лизы очень просим дочитать следующий критический абзац до конца, ведь неотъемлемой традицией хистарта является и критическая настроенность к первым впечатлениям. Возможно, мнение поменяется)

Казалось бы, каждый уже столько раз слышал об этой картине, весь мир в восторге, миллионы поклонников посещают парижский Лувр только ради её лицезрения. Мона Лиза захватила лидерство среди своих коллег во всем информационном пространстве: от многочисленных мемов в социальных сетях до масштабных телевизионных проектов. Но... сколько можно? Почему она везде? Неужели все сошли с ума? Я никогда не понимал особенной ценности, красоты данной картины в плане её творческого анализа. Естественно, анализа с позиции обывателя, не разбирающегося достаточно в искусстве. Существуют ведь картины ничуть не хуже, но именно Джоконда считается эталоном. Что за странная гегемония? Отсюда - позиция принципиального отрицания. Картины слишком много, что только отталкивает интерес.

И почему-то мне кажется, что очень многие люди точно так же не понимают этой особенной красоты, но что делать, это ведь шедевр, сейчас скажешь что-нибудь резкое - и всё, окружающие господа очень сильно засомневаются в твоей культуре (кстати, не исключено, что с господами то же самое - по кругу). Давайте, как и обещалось, переборем эти критические отношения ко всеобщему поклонению даме да Винчи и перейдем непосредственно к самой картине. Главное - доступность и объективность, чтобы это было понятно и интересно таким же людям-неискусствоведам. Поехали!

Немного о да Винчи


Источник изображения

Леонардо да Винчи родился в небольшом поселке Анкиано около города Винчи в 1452 году. Интересно, что фамилии в нашем понимании тогда не существовало. Его имя можно перевести как Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи. Будущий гений происходил из семьи богатого нотариуса-землевладельца. Он получил достойное домашнее образование, но позже всегда считал, что изучения языков крайне не хватало. С самого раннего обучения в детстве у Леонардо проявилась неожиданная способность одинакового владения левой и правой руками. Никто еще не знал, кем будет ребенок, но и это уже вызывало огромное удивление.

В 14 лет да Винчи поступил подмастерьем в мастерскую известного художника Верроккьо во Флоренции, что совершенно не говорит об узкой направленности его деятельности. Наоборот, интересы молодого человека, исходя из обыденных жизненных задач, росли в геометрической прогрессии. В следующие лет 20 Леонардо серьезно начал увлекаться скульптурой, моделированием, изучать химию, физику, металлургию, черчение и многое другое. В 1481 году появилась первая крупная работа да Винчи как живописца – «Поклонение волхвов» (писались и известные "Благовещение", "Дама с горностаем", "Тайная вечеря" и др.), а про его революционные изобретениях немного позднее ходили легенды о неземном происхождении.

Подумайте сами, летательная машина, самая простейшая, тогда - это что-то невероятное. Кроме того, да Винчи изобрел велосипед, прожектор, катапульту, чего только стоят его разработки парашюта, автомобиля, танка и даже робота! Человек действительно опередил свое время - то, что казалось на тот момент невозможным, нашло отражение в нашей жизни спустя почти полтысячи лет. Теперь понятно, почему рукописи мастера опубликовали лишь в 19-20 веках. В них содержались очень ценные рисунки и чертежи, без которых наш мир мог бы выглядеть сегодня совсем по-другому. С началом 1500-х Леонардо да Винчи начал испытывать проблемы со здоровьем, возраст дал о себе знать, а потому изобретатель переходит на более размеренный режим. В разные периоды да Винчи продолжал творить под покровительством короля Франции и папы римского.

Кстати, о режиме гения отдельный разговор. Средневековый тайм-менеджмент Леонардо заключался в том, чтобы в рабочие дни работать постоянно, но обязательно через каждые четыре часа спать по 15 минут, в результате получалось довольно эффективно (можете попробовать). В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля переезжает в замок Кло-Люс. Последние несколько лет до своей смерти художник-ученый провел в постели из-за невозможности полноценно передвигаться. Вместе с тем - работа над картинами и чертежами не останавливалась. Умер Леонардо да Винчи в 1519 году в том же французском замке.

Мона Лиза


Источник изображения

А теперь главная часть обзора, в которой мы познакомимся с историей создания, а также явными и неявными смыслами картины. Начнём.

«Портрет госпожи Лизы Джокондо», а по итальянски Ritratto di Monna Lisa del Giocondo - именно так называется полотно в своём оригинальном варианте. Как вы понимаете, со временем для удобства люди просто сократили названия до "Моны Лизы" или "Джоконды". Если вы услышите их, знайте, что имеется в виду одна и та же картина!

Личность


Так кто же такая Джоконда? Действительно, госпожа, захватившая мир. Давайте разбираться. Исследователи творчества Леонардо да Винчи в целом сходятся над единой версией того, откуда появилась Мона Лиза. Изначально это был всего лишь один из рядовых заказов художнику знатных людей. Однажды к мастеру обратился известнейший на то время флорентиец, торговец шелками, Франческо дель Джокондо с просьбой написать портрет своей третьей жены (понимаете, откуда берется Джоконда). И тут начинается самое интересное. Обычно да Винчи никогда особенно не тяготел к таким заказам и их постоянно откладывал, потому что его мысли были заняты куда более важными практически изобретениями - он тянул до последнего и всё-таки сдавал работу, когда очень нужны были деньги. Но не в этот раз! Леонардо был в восторге! Мона Лиза практически в точности походила на женщину с идеальными пропорциями, которые не переставали интересовать его во время исследований. Отказаться или тянуть с таким шансом было непозволительно - да Винчи сразу же принялся за работу! Да ещё как принялся. Только подумайте над тем, что писал Джорджо Вазари - автор биографий итальянских художников, живший в 16 веке:

Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным.Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам.


Источник изображения

Мы уже сказали, что на сегодняшний день установлено, откуда появилась Джоконда. Однако это стало окончательно известно совсем недавно - лишь в 2005 году согласно исследованиям Гейдельбергского университета (Германия). До этого рассматривалось 5-7 женских кандидатур, периодически всплывавших и исчезавших, а также версия с учеником художника в женской одежде и версия с автопортретом, о которой каждый когда-нибудь слышал и видел подобные наложения:


Источник изображения
Даже, если в этом что-то есть, то без реальной Джоконды тут никак не обошлось. Полотно было заказано Франческо дель Джокондо для нового дома их молодой семьи после рождения второго сына Андреа. Да Винчи это не мешало оставить на картине скрытого себя.

Техника и композиция


С личностью относительно разобрались. Теперь о композиционной составляющей и уникальной технике написания картины. Именно по поводу этого мы слышим эти непрекращающиеся восторги. Но если, конечно, особо не вглядываться - ничего не заметишь. Многие ли из вас замечали элементы изобретенной Леонардо техники сфумато? Она заключается в том, что предметы на картинах обязательно не должны содержать четких границ. Все должно быть как в жизни - размыто, одно проникает в другое. Говорили, что итальянец, когда работал над своими произведениями, всегда специально окуривал свою комнату дымом, который вдохновлял его на новые образы.

Смотрим ещё раз, чтобы убедиться. Ну да, что-то всё-таки есть.


Источник изображения

Естественно, это не всё. Леонардо да Винчи стал новатором не только в технике, но и в композиции. Он первым из художников построил свою картину на так называемых золотых треугольниках, которые вместе составляют звёздчатый пятиугольник. Тоже круто, но кто-нибудь из вас когда-нибудь это замечал, просто так, ничего заранее не читая? Вряд ли. Среднестатистический человек (тем более гуманитарий) не будет стремиться к гармонии с помощью числа Фибоначчи, заложенного в этой фигуре. Но знать, что это всё-таки не помешает, как никак - закон естественного существования. Дадим определение после примера.


Источник изображения

Фибоначчи решал такую задачу. В место, огороженное со всех сторон стеной, поместили пару кроликов, причем любая пара кроликов производит на свет другую пару каждый месяц, начиная со второго месяца своего существования. Размножение кроликов во времени при этом будет описываться последовательностью: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987... С математической точки зрения последовательность оказалась просто уникальной, поскольку обладала целым рядом выдающихся свойств с одинаковыми отношениями, некоторыми суммами и квадратами, куда мы не будем углубляться. Именно так работают золотые треугольники Леонардо.

Кроме треугольников также выделяют манипуляции флорентийского художника с символом бесконечности и прямоугольниками. Математический эстетизм во всём своём проявлении. Это ещё раз говорит о том, насколько многогранной, гениальной личностью был Леонардо да Винчи.


Источник изображения

Эмоции: Проверяем на опыте! Сравним приложение и исследования.

Следующим важным фактор является знаменитая улыбка Моны Лизы. Около 500 лет её эмоции будоражили умы учёных по всему миру. Согласитесь, что на глаз нельзя определить, какие эмоции преобладают у Джоконды. Однако в начале 2000-х американскими и нидерландскими исследователями была поставлена точка. Мона Лиза на картине Леонардо да Винчи на 83% счастлива, на 9% - испытывает чувство отвращения, на 6% - страха и на 2% - злости. Именно так говорилось в их фундаментальной публикации. Результаты были серьезно восприняты научным сообществом. Достигнуть такой точности удалось благодаря сложнейшим алгоритмам, которые, к сожалению, не доступны широкой аудитории.

Но эти прекрасные формулировки о сложных алгоритмах нам ничего не говорят. Я совершенно не понимаю, откуда взялись эти проценты, хочется с чем-нибудь сравнить и как-то проверить. А поэтому сейчас в нашем хистарте будет что-то новое - эксперимент. Естественно, приложения в социальных сетях - это несерьезно, и мы пойдём другим путем. Самым авторитетным и доступным для использования на сегодня является алгоритм компании Microsoft, базирующийся на API-распознавании лиц. Переходим по ссылке. Загружаем изображение, наводим курсор на Мону - и получаем вот что:

Вы сами всё видите. Мне кажется, вообще не стоит трогать эмоции. У каждого своя точка зрения, подкрепленная совершенно разным уровнем теоретической базы. Закончим с улыбкой достойной цитатой Зигмунда Фрейда, который говорит о том, что, чтобы понять Джоконду, нужно смотреть шире, на всё творчество Леонардо.

Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется „леонардовской“. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Эта улыбка требовала одного толкования, а нашла самые разнообразные, из которых ни одно не удовлетворяет.

История Джоконды от появления до наших дней

Итак, в нашем последнем подразделе кратко поговорим о путешествии картины во времени и пространстве после её окончания. Мы уже упоминали в первой части, что в 1516 году, за несколько лет до своей смерти, Леонардо да Винчи отправился жить во Францию по приглашению французского короля. Король Франциск 1 очень увлекался искусством и всегда щедро ценил труд итальянского изобретателя-живописца, нередко заказывая ему полотна. Джоконда стала одной из последних картин мастера. Это обусловило то, что Мона Лиза не попала туда, куда должна была попасть изначально. Флорентийский купец так и не получил портрет своей жены, потому что его выкупил французский король. Франциск 1 поместил Мону Лизу... в баню, где принимал зарубежные делегации. Французские короли обожали картину, но даже когда произошла Великая французская революция, Наполеон приказал её не трогать. Больше всего времени Джоконда провела в Лувре, где хранится до сих пор. Конечно - не без происшествий.

Картина всегда была популярна, но невероятный толчок к усилению мировой славы она получила из-за кражи в 1911 году. Сначала это была секретная операция. Лувр полностью закрыли и объявили посетителям, что произошла авария водопровода. Но вот проходит месяц, два. Моны нет. Что делать? Правительство решило пойти на беспрецедентный шаг, провозгласив национальное бедствие. Нашедшим полотно обещали сумасшедшие деньги наличными с полной анонимностью. Это принесло плоды через два года. Как выяснилось, картину украл стекольщик, работавший в музее. Он не разбирался в живописи, но знал, что полотно стоит очень дорого.


Источник изображения
Некоторые художники, как и работавший в Беларуси основатель "витебской школы" антиискусства Казимир Малевич, видели в исчезновении Моны глубокий символизм, означающий полный уход от классики. Такая позиция прославила Джоконду ещё больше.

Очень много было в дальнейшем покушений на картину в течение всего 20 века, но как ни странно - она до сих пор не застрахована при стоимости в 1 миллиард долларов. Французы объясняют это тем, что произведение... бесценно (всё остальное в Лувре застраховано). Современное состояние Моны Лизы достаточно плачевно. Из-за экспериментов Леонардо с красками со временем картина очень сильно потемнела, а недавно над головой Джоконды начала появляться небольшая трещина. Именно поэтому выездные выставки теперь запрещены.

Оценки и выводы

Всё, что здесь написано сегодня - это на самом деле очень мало, если мы говорим про Мону Лизу Леонардо да Винчи - величайшего человека всех времен, оставившего нам неразрешимые загадки на протяжении многих веков. Я представлял, что информации будет много, но не так же. Поэтому сегодняшний хистарт был без сильных углублений. Что касается переоценки тех взглядов, которые были высказаны в предисловии - не знаю. Наоборот, теперь кажется, что оценивать очень сложно. Можно разложить восприятие по нескольким направлениям. Даже если посмотрим на статью: сразу мы говорили о загадке личности героини, потом рассматривали уникальное исполнение картины, потом искали эмоции, а еще попутно многое другое. Это было и научное направление, и творческое. Что сказать? Мы практически нигде не оставили окончательных ответов. А сколько всего ещё пропущено. Отсюда вывод - действительно, если вы имеете столь критичное отношение к данной картине, стоит пересмотреть своё мнение. При этом я не буду рекомендовать полностью его изменить, просто нужно немного задуматься, и вы поймете, что Мона Лиза - одно из самых загадочных творений, которое действительно никого не оставит равнодушным хотя бы из-за интереса к раскрытию многочисленных загадок и многогранности картины.

На этом наш очередной хистарт окончен. Надеемся, что вам понравилось!

искусствомыслиисторияобразованиеpsk
17
-0.012 GOLOS
0
В избранное
minsk95
На Golos с 2017 M08
17
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые