Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
romapush
7 лет назад

Художник одной картины

Среди художников, как и среди представителей прочих профессий, встречаются всяческие аномалии.

Кто-то трудиться аки пчела, сутками не отходя от мольберта, а кто-то годами ищет натуру, создаёт композицию, ждёт музу и только вдохновившись, как следует, берётся за кисти.

Одним из наиболее плодовитых художников прошлого был Айвазовский (умер в 1900 г.). В общей сложности, за свою жизнь он написал 6000+ работ и устроил 125 персональных выставок в России и за рубежом. Конечно, батальные полотна мариниста оцениваются в десятки и сотни тысяч долларов. Однако, приобрести небольшой эскиз или рисунок Айвазовского и сейчас, через сто с лишним лет после смерти художника, можно примерно за $400-500. Размыт фактор редкости, один из основополагающих при формировании цены на предметы искусства.

Дэмиан Хёрст поставляет на рынок сотни и тысячи своих работ, он превратил искусство в бизнес-отрасль и в содружестве с галеристами и аукционерами, умело поддерживает спрос на том уровне, при котором цены не обваливаются, позволяя извлекать из своих работ прибыль по максимуму. 

На другом полюсе находятся художники, которые оставили после себя не так много полотен, единицы или десятки.

Ярким примером такого подхода в искусстве является Александр Андреевич Иванов, который вошёл в историю, как автор одной (!) картины.

Перфекционист в n-степени, этот русский художник был крайне требователен к себе.

Что тут правда, а что вымысел — судите сами. Но то, что на написание полотна «Явление Христа народу», которое ныне по праву занимает одно из центральных мест в экспозиции Государственной Третьяковской галереи, ушло 20 лет — это факт. 

Два варианта головы раба

Эскиз принадлежит к группе произведений, созданных А.А. Ивановым в процессе работы над картиной «Явление Христа народу», но сюжетно с ней не связанных.

Двадцать лет жизни художника ушло на подготовку, многочисленные пробы и написание самого полотна. Готовясь писать картину на библейскую тематику, Иванов, чтобы не погрешить против исторической точности, изучал Евангелие и богословие, труды теологов и археологическую литературу о Палестине, делал портретные зарисовки в синагогах, чтобы запечатлеть лики иудеев и пейзажные этюды в тех областях Италии, где природа напоминала ближневосточную. 

Период 1837-1857 гг. художник работал над этим огромным полотном размером 540х750 см. К началу работы он уже закончил Академию художеств и на средства Общества поощрения художников поехал в Италию на «пленэр» (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

Там он посещал художественные музеи, создавал копии картин великих мастеров, писавших в той же тематике, оттачивая свой стиль. Как любил повторять Иванов: «В картине всё должно быть тихо и выразительно».

Как же создавалось это полотно? Сбор материала в целом был завершён к 1837 г. и огромный холст для картины доставлен в римскую мастерскую Иванова. Началось воплощение в композицию замысла картины. Параллельно шла работа над этюдами: лица, чувства, позы, одежды и ткани, пейзажи... Каждый элемент многократно прорабатывался и пробовался в разных сочетаниях. Один только поиск лица Христа занял несколько лет. Художник обратился к античному наследию и трактатам богословов.

Горы, деревья и камни также писались Ивановым несметное множество раз. Рельеф и пейзаж он рассматривал, как лицо Земли. В картине есть и выжженный солнцем путь, и могучее дерево, и влажные камни на берегу реки Иордан, и дальние горы...

Обнажённый мальчик на белой драпировке

Так и получается, что хотя отдельные работы А.А. Иванова представлены в ряде музеев (в частности, в Государственном Русском музее), почти все они являются набросками и эскизами для создания главного труда всей жизни — полотна «Явление Христа народу».

«Явление Христа народу»

За всю свою жизнь, художник А.А. Иванов создал более 600 рисунков, эскизов и этюдов к своему главному произведению, которое по праву считается одним из наиболее выдающихся в русском искусстве.


Первоисточники: 1 2 Фото: 1 2 3 

16
10.095 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (27)
Сортировать по:
Сначала старые