Символизм в живописи Ренессанса. Павлин
Благодаря античному представлению о том, что его мясо никогда не гниет, в христианском изобразительном искусстве павлин стал символом вечной жизни, бессмертия и Воскресения Христа. Именно в этом значении он фигурирует в произведениях религиозной тематики, в особенности в сценах Рождества Христова. Например, как в картине Бьяджо д’Антонио Туччи «Поклонение младенцу Христу» - мы видим, что павлин сидит на крыше здания, вероятно, живописец хотел изобразить таким образом хлев, где родился Иисус.
Аналогичный сюжет мы встречаем у Фра Анджелико в «Поклонении волхвов», где павлин снова изображен сидящим на крыше хлева.
Весьма любопытно для изучения полотно Антонелло да Мессина «Святой Иероним в келье». На картине изображён святой Иероним Стридонский, церковный писатель и переводчик Священного писания. Картина изобилует символами, в том числе, на ней присутствуют четыре животных— лев, кошка, павлин и куропатка — каждое из которых имеет определённое символическое значение. Перед павлином стоит таз с водой, он должен был вызывать ассоциации с крестильной купелью, очищением и искуплением грехов. Примечательно, что в левой части полотна сосредоточены символы с отрицательным значением, а в правой — с положительным.
Очень интересна в плане символизма картина Витторе Карпаччо «Молодой рыцарь на фоне пейзажа». Посмотрите, сколько здесь изображено животных, и каждое несет в себе тайный смысл.
Но сейчас обратим внимание на павлина. Можно было бы подумать, что тут павлин тоже олицетворяет бессмертие. Но ведь картина светского характера, сюжет явно не религиозный. Если присмотреться, павлин сидит не на стене, а у рыцаря на шлеме, что наводит на размышления, что в этом контексте он представляет собой аллегорию гордыни. Мы можем судить об этом исходя из изучения более ранних произведений, например, «Этимахии» («Этимахия» – средневековый трактат о семи пороках и семи добродетелях) и других средневековых произведений, где павлин символизирует гордыню. Сравните два изображения: слева –рыцарь Карпаччо, справа – аллегория гордыни из «Этимахии».
Вероятно, Карпаччо помещает сюда павлина как характеристику своего героя, чтобы указать на его порок.
Итак, мы видим, что присутствие павлина на картинах Эпохи Возрождения можно трактовать по-разному в зависимости от сюжета произведения и в совокупности с другими символами.