Последний день Помпеи


Источник изображения

Три года трудился художник Карл Брюллов над данной композицией: сам ездил в Италию на место трагедии, изучал археологические документы и писма римского историка Плиния Младшего, где было отражено трагическое событие, художник своими глазами видел отпечатки фигур людей, застывших в последнюю секунду земной жизни, перед пирокластической волной вулкана. Всё это произвело на него впечатление и он передал это кистью.

На картине мы видим разбушевавшуюся стихию, надвигающуюся на город, а на лицах людей смятение и ужас от небывалого зрелища. Это зрелище последнее в их жизни... А для кого-то жизнь уже закончилась: так, женщина, упавшая с колесницы лежит на камнях. Она находится на переднем плане композиции. Возле неё, очевидно, её ребенок. Он простирает руку к её груди, но ее бездыханное тело не отвечает ребёнку взаимным вниманием. Лицо и рука её повернуты в противоположную сторону от мальчика. Одежда, украшения на руке, прическа её весьма изящны, но теперь они ей ни к чему, ведь её жизнь закончилась. Смятенные горожане бегут мимо, не обращая на нее внимание. Возможно, это знатная женщина когда-то возвышалась над толпой со своей колесницы, но теперь не так... Некоторые считают, что под видом этой женщины, художник изобразил гибель самой Античности.

Тому в подтверждение и храм на заднем плане, который вот-вот рухнет от вулканической волны. Рухнет он, несмотря на бесполезные попытки жреца, который с факелом в руке, на верхней площадке капища, пытается принести жертву в умилостивление богов. Рушится Античность, рушится языческий храм прямо на быка, который едва заметен на заднем плане композиции. Бык - символ языческого пантеона, которому пришел конец. (Именно, Зевс обращался в быка, когда страстно возжелал Европу и похитил её).

Итак, первый источник огня - вулкан, второй - факел у жреца, но эта цепочка, связана с еще одним источником огня - факел в руке у человека в красном одеянии на переднем плане картины. Он находится далее всех от вулкана, далее всех от гибели. И не случайно: это христианский священник - символ новой эпохи. На шее его крест, а в руке - кадило. Его фигура не застыла на месте, ожидая погибели, а двигается прочь от неё.Взгляд его хоть и направлен на ужасающую картину, но он поразительно спокоен. Возможно, так художник хотел показать то, что чистота и свет христианства приходят
на смену кострищам и теням язычества и самой Античности, которая насколько изящна, настолько и низменна в развратных культах и традициях. Характерно то, что христианский священник имеет красный цвет одеяния. Это то, что роднит его, как ни странно, с самой стихией: как Везувий уничтожил языческий город с его капищами и идолами, так в будущем и христианство победит языческие взгляды, которые, со всеми мерзостями, рухнут в сердцах людей.

Однако, отголоски язычества не сразу утонут в раскаленной лаве: фигура седовласого старца - жреца в белой одежде, бегущего от вулкана в укрытие подтверждает это на данной картине. Мужчина убегает, не оставляя свои инструменты, которые, как он думает еще ему пригодятся. И если вспомнить историю христианства, то не мало волнений принесли нападки со стороны идолопоклонников прежде, нежели христианство прочно укоренилось во всём мире.

Не только язычество свергается, свергается и старый общественный уклад и правители: подтверждает это лошадь, вставшая на дыбы и сбросившая своего наездника с колесницы. Эти персонажи также недалеко от вулкана, не далеко от гибели. (Вспомним символизм лошади и наездника: лошадь - тонаездник - правитель). Чуть ближе к переднему плану картины находится вставшая на дыбы белая лошадь, которая готова сбросить наездника.


Источник изображения
Чуть далее вглубь картины мы видим мать, которая пытается в объятиях защитить своих детей от разрушительной силы стихии. Так же и молодую пару с обнаженными малыми детьми, которых укрывает мать. Её муж, наверное, в полном отчаянии пытается укрыть своей одеждой, забыв что перед надвигающейся силой, сила человеческая - ничто.

На переднем плане показаны два человека - сына, которые несут на руках престарелого отца, пытаясь спасти его ценой собственной жизни. Отец в ужасе пытается рукой отгородится от зарева грядущего пожара. Так, художник раскрывает ещё одну тему в своей картине: жертвенная любовь к ближнему.

Молодой человек, справа от отца с двумя с сыновьями, держит за руку женщину, которая делает последний вздох. Она упала и не может спасаться бегством. Возможно, она - мать этого юноши. В её взгляде видна любовь и страдание от того, что грядёт разлука с молодым человеком.

В правом углу на переднем плане картины молодой человек держит на руках умершую невесту. Его выражение лица как бы кричит: "Нет!" Он и минуты не может провести без неё поэтому скорее всего, не убегает, а стоит на месте, обхватив сильными руками девушку, не давая ей упасть. По-моему, ему уже забыл про то, что за спиной дикий рёв вулкана... Он готов умереть вместе с девушкой.

Брюллов изобразил и себя на этой картине: человек - художник, с ящиком принадлежностей для живописи на голове наблюдает за происходящим.


Источник изображения

В целом, на картине преобладают два цвета: черный (с различными оттенками) и красный. Черный - символ тьмы, а красный - символ трагедии. Но трагедия, в данном случае, наступает для темного века идолопоклонства и мрачных культов. Огонь же, как известно, еще и символ очищения, обновления. Итак, огонь "очистит золото от примесей"...

искусствоpskисторияхристианство
433
1925.769 GOLOS
0
В избранное
viktor2909
На Golos с 2017 M01
433
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые