Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
aaaladno
6 лет назад

Да начхать!

 

Чиханию люди издревле придавали магический смысл. Вероятно, в связи с этим и родилось весьма немалое число примет, связанных с сим, не самым неприятным актом (речь по-прежнему о чихании).

Например, у русского, впрочем, как и у целого ряда других народов, считалось, что, если тяжелобольной чихнул, то это верное предзнаменование его скорого выздоровления.

Да что там! – некоторыми создавался и даже использовался в быту цельный календарь, в котором фиксировалось аутентичное, не побоюсь этого слова, самобытное значение всякого чиха на каждый день недели: ежели очихнулся в понедельник (непременно натощак!), то это к подарку, ежели во вторник – к непрошенным татарам приезжим, в среду – к вестям, в четверг – к похвальбе, в пятницу – к свиданию, в субботу – к исполнению желаний, в воскресенье – к хорошим татарам гостям. Важно! – почти все перечисленные приметы кроме непрошенных татар добрые. Что вполне согласуется с традиционным пожеланием здоровья и добра в ответ на совершение и без того приятного действия (да, и тут речь о чихании).

Данная традиция кросс-культурна, интернациональна и имманентна перманентна трансцендентна. Как, впрочем, и магическая символика самого чиха. В частности, формуле «Будьте здоровы!», для которой на Руси бытовали аналоги вроде «Чихнувшему здравствуй!» или «Исполнение желаний!», соответствует весьма внушительный ряд аналогичных благих пожеланий, реализованных на языках других народов: у чехов это "pozdrav pambu!" («Благослови, господи!»), у немцев: "zur Genesung!" («Будь здоров!»), у французов "a vos souhaits!" («По вашему желанию!»; желанию? – ох уж эти французы...) или "Dieu vous aide (benisse!)" («Помоги/благослови вам/вас Боже!») и др. Сходство приведенных формулировок с русскими народными, по идее, не должно удивлять – уже древние египтяне, евреи, греки и римляне, да и многие первобытные народы Африки и Америки обращались к чихающим примерно теми же русскими, чешскими, немецкими, французскими словами.

Так Ксенофонт в своем «Анабазисе» описывает следующий эпизод – как-то ему довелось выступать перед эллинским войском. И вот, во время произнесения имяреком речи кто-то совершенно беспардонно чихнул. Услыхав чих, солдаты тут же хором восславили бога, а Ксенофонт изрёк: «Воины, в то время как мы говорили о спасении, появилось знамение Зевса-Спасителя, и потому я предлагаю дать обет в принесении благодарственной жертвы этому богу, когда мы впервые вступим на дружественную землю». Короче, предложил бежать.

Полный смысл этого эпизода более чем понятен в контексте того факта, что чих имел у греков значение доброго предзнаменования, а благим пожеланием-ответом на чихание была фраза: «Помоги, Зевс!». Об этом в своих бессмертных произведениях охотно пишут такие не раз чихавшие античные авторитеты как Геродот, Аристотель, Плутарх, Гомер, Гиппократ, Катулл, Рыжков, Зайков, Воротников и другие официальные лица.

Вообще, древние считали чихание свидетельством крепкого здоровья, а чихание новорожденного воспринимали как один из первых признаков жизни: «Младенец не кричит? Зато как чихает!» Римляне и вовсе верили, что в полёте бог любви Амур всегда получает обратную реактивную тягу чихает при рождении хорошенькой девочки. Поэтому влюбленные римские юноши с готовностью и «даже» превеликим удовольствием отпускали предмету своего обожания комплимент, который, с точки зрения нашей эпохи, может показаться весьма сомнительным: «Амур чихнул тебе!» (эмм... куда?) А римский император Тиберий, кроме всего прочего, и вовсе прославился тем, что обязывал граждан, случись с его императорским величеством чих, дружно желать себе любимому здоровья и долгих лет жизни. Причем непременно согласно заранее утвержденной протокольной форме: "Prosit!" – «На здоровье!» Возможно, благодаря именно этому Тиберий отметился в истории солидным долголетием: родился аж в 42-м году, причем до нашей эры, а дожил до 37-го года причем уже нашей эры. Весьма неслабый результат для древней римской, пусть и императорской жизни.

Вообще, римляне проявляли большую фантазию в деле различения и толкования типов чихания. Для них играло немалое значение, совершает ли человек сей акт громко или тихо, весело или с юмором иронично, однократно или очередями с бедра. Чих, случившийся с утра пораньше, интерпретировался как не очень хороший знак; произошедший вечером – наоборот – как предвестник приятных событий; ночью – как предтеча чего-то значительного. Считалось, что особенно свезло тому, кто вдруг (!) чихнул во время любовной какой-нибудь увлекательной игры; ибо римляне верили – таким образом сама Венера даёт знак, что берёт чихающего под свою личную опеку. Впрочем, согласно поверьям, овенеричивание происходило лишь при условии, что счастливец чихнул через правую ноздрю. Чих через последнюю вообще считался самым правильным, здоровым и чихательным, а также счастливым предзнаменованием, особо благоприятствующим в любви. Для полного же счастья надо было чихнуть трижды. (Господи, не секс любовь, а сплошной насморк!.. насморк любви... любовь к насморку?!)

С течением времени было предпринято немало попыток объяснить происхождение пожеланий а-ля «Будь здоров!» и породивших их поверий. Как выяснилось, в этом пункте языческая традиция тесно переплетается с христианской. При попытке толкования данного пожелания служители церкви нередко приводят одно из мест священного писания: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Поскольку человек создан «вдуновением» дыхания жизни, то по завершении его (человека) земного пути упомянутое дыхание, как принято считать, тем же самым путем покидает тело усопшего – исходит из последнего. Так вот, по мнению знатоков Библии, присутствует немалый риск аналогичного исхода в случае стремительного домкрата исторжения воздуха при чихании.

С этим перекликается следующий факт: мудрые раввины традиционно считали, что до грехопадения Адама потомки имярека чихали только один раз в жизни – испуская дух. И лишь Иакову удалось вымолить прощение – чихнув, он и удовольствие получил, и жив остался. С тех пор верующие не перестают молиться о ниспослании судьбы Иакова чихающему, предотвращая тем самым опасность безвременной кончины последнего.

Впрочем, подобные представления были известны ещё язычникам, в чьих мифах и поверьях причины чихания объяснялись примерно в том же ключе. В соответствии с одной из подобных легенд похитивший у богов огонь, а затем подаривший оный людям Прометей примерно в то же самое время (плюс-минус столетие) открыл у носа сотворенной им статуи человека закупоренную трубочку с уже таки похищенным, но ещё не дарёным конём огнём. Статуя тут же чихнула и... обернулась живым человеком. «Будь здорова!» – пожелал ей Прометей. С тех пор потомки квази-Галатеи мужеского (?) полу не устают повторять сию формулу. Впрочем, некоторые из не шибко благодарных потомков порой выказывают указанному пожеланию не слишком большое доверие, заменяя оное пословицей: «На каждый чих не наздравствуешься!», а то и вовсе могут грубо-шутливым тоном отвадить только что пожелавшего им крепкого здравия доброго самаритянина: «Не твое дело!»

Но каковы бы ни были мифы и их не всегда однозначные последствия, магическая суть пожелания здоровья в ответ на чих вполне ясна: уберечь чихающего от испускания духа и/или души. Ведь злые потусторонние силы не дремлют! – кружат, аки коршуны, стерегут оплошность простого смертного, дабы завладеть его тонкой духовной «материей» в момент её крайней беззащитности! Посему аналогичные предостережения характерны и для других схожих ситуаций. Например, некоторые верующие и просто суеверные люди крестят рот при зевоте, дабы не проник в распахнутый зев какой-нибудь хитрый бес и не разместил в нутре человеческом своё неугомонное воинство. Попросту – дабы бес не вселился.

 

--

По мотивам Мокиенко В. М., Загадки русской фразеологии, М., 1990

 

0
0.151 GOLOS
На Golos с December 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые