СЕРГИАНСТВО
Русская Православная Церковь знает двух Сергеев «на своем престоле», кардинально повлиявших на ее судьбу. Первый, - «игумен земли Русской» , «всея России чудотворец», явился духовным собирателем русского народа, с которым связаны культурный идеал «Святой Руси» и возникновение русской духовной культуры (и русской культуры вообще). Второй - Патриарх Московский и всея Руси Сергий, который «стал на путь вынужденной лояльности советскому политическому режиму» и «обновил» РПЦ.
Устоявшийся в церковно - исторической и публицистической литературе термин «Сергианство» использовался преимущественно РПЦ заграницей до ее присоединения к Московскому патриархату в 2007 году и различными группами альтернативного православия, оппозиционно настроенными к РПЦ. Под «Сергианством» традиционно понимается политика безусловной лояльности советской власти в СССР, начало которой связывают с так называемой «Декларацией митрополита Сергия», идеи которой легли в основу отношения Московской патриархии к советской власти.
Проще говоря, началось обновленчество в РПЦ - вымарывание из богослужебных текстов всякого упоминания о царях, которое при большевиках стало уже тотальным. Так Царский Богослужебный чин, по которому всегда и повсеместно молилась Церковь, - был «упразднен».
Наиболее непримиримые противники «нового курса» признавали «Сергианство» ересью.