Рабовладение и крах империи — экономика Древнего Рима

По распространенному преданию, Рим был основан в 753 году до н.э. и в первые два века своей истории управлялся царями. В 510 году до н.э. граждане изгнали кровожадного седьмого царя, и вплоть до времени правления Октавиана Августа и установления Империи, Рим оставался республикой с влиятельным Сенатом и избираемыми в нем консулами, а также народными собраниями, которые контролировали действия этих двух органов и работали на местном уровне (осуществляя судебную власть, собирая подати, организуя сбор войск и т.д.). Кроме того, в III веке до н.э. плебеи добились уравнения прав с высшим сословием, патрициями. Рим, на первый взгляд, стал вполне современным государством, если бы не одна ключевая особенность: рабовладение.

Панорама

 

Отрывок из книги Альберто Анджела “Один день в древнем Риме.

Большая часть рабов родились свободными за пределами империи, а затем попали в рабство: это военнопленные, которых римское государство продает частным лицам (даже в мирное время кое-где ведутся боевые действия, и за каждым выступающим легионом следуют работорговцы, скупающие пленных). Многие рабы покупаются за границей у торговцев из Восточной Европы, Азии или Африки. Затем идут осужденные уголовные преступники, дети-"отказники", подобранные на улицах и выращенные бессердечными людьми, превратившими их в рабов (подобная участь ожидает и детей, похищенных бандитами или пиратами).

Рабы на аукционе

Велика разница между рабами городскими (familia urbana) и сельскими (familia rustica). С первыми обращаются более мягко, чтобы не снизить их стоимость на случай, если придется выставлять рабов на продажу. А для сельских рабов подобная возможность не предусмотрена. Их жизнь ужасна: за ними присматривает бывший раб, которому господин поручил управлять поместьем или фермой. По его разумению, раб, который не работает, бесполезен. Поэтому все время раба должно быть занято работой, не остается ни минуты на отдых и личную жизнь.

Виллы, типичные хозяйства республиканских времен, заточенные на производство одного продукта (вина, оливок, фруктов и т.п.), являются настоящими “концлагерями”, где раб по своей воле не может даже жениться: этим вопросом ведает управляющий, он же выбирает и партнера. В этом смысле раб напоминает корову или собаку. На самом деле различия столь ничтожны, что рабочую скотину называют instrumentum semivocale, а раба – instrumentum vocale. Разница между животным и человеком в полуслове.

Сельские рабы
Сельские рабы

Иметь много рабов – признак зажиточности. В частных домах обычно прислуживает от пяти до двенадцати рабов, максимум двадцать. Тем не менее некоторые патриции владеют пятьюстами рабами в городе и двумя-тремя тысячами за пределами Рима, в своих поместьях и на фермах.

Существуют и "общественные" рабы, принадлежащие городу или государству, и рабы императора. Они работают в "общественных" местах, например, в больших термах, на складах съестных припасов, или же задействуются для прокладывания дорог, возведения мостов и так далее.


К этому моменту, наверное, вы поняли, насколько страшным, позорным, бесчеловечным, и, одновременно, охватывающим всю экономику страны, являлось рабство в Римской Империи... Как возможно, чтобы столь развитое и продвинутое общество, уважающее право, оставившее шедевры в областях философии и искусства, принимало как данность эту дикую форму отношений между людьми?

Частично, потому что римляне прекрасно знают, что без рабов их мир мгновенно бы рухнул. Несмотря на всю технологичность, римское общество остается доиндустриальным, то есть основным источником энергии является человеческий труд. Еще не придуманы машины, которые пришли бы на смену рабам, а те требуют ничтожных затрат по сравнению с прибылью, которую приносят, и являются практически неистощимым источником дохода.

Модель Древнего Рима
Модель Древнего Рима

Во всем Древнем мире, не только у римлян, рабство было в порядке вещей. Представьте себе любой бытовой прибор, который избавил нас от ручного труда. Стиральные и посудомоечные машины, кухонные плиты, пылесосы, миксеры – функции любых технических средств выполнялись рабами, и римлянин не воспринимал раба как человека точно так же, как мы не воспринимаем в качестве человека фен или тостер. Это не оправдание чудовищной практики, а лишь способ понять образ мыслей древнего человека. Для поддержания комфортной жизни римлянам требовались рабы, которые бы выполняли все необходимые действия (приготовление еды, обогрев и освещение помещения, нагрев воды, стирка белья и т.д.), и воспринимались они как функции, а не как люди. Это же справедливо и для сельских рабов, которые пахали землю и выращивали сельскохозяйственные культуры. Парадокс: без рабства не было бы того свободного, могучего и развитого Рима, который во многом зародил всю европейскую культуру.

Некоторые исследователи подсчитали, что одна бутылка бензина дает энергию, эквивалентную силе пятидесяти рабов, влекущих небольшую повозку в течение двух часов, а розетка – энергию, эквивалентную труду тридцати рабов. Технический прогресс преобразил наше общество, однако мы часто забываем про это, потому что родились уже в век нефтегазовой, атомной и угольной энергетики.

Рост границ Рима
Рост границ Рима

Почему же Римская империя прекратила свое существование? Это невероятно сложный вопрос, которому посвящены тысячи книг и миллионы статей; десятки факторов сложились в один масштабный процесс, уничтоживший одну из величайших империй в истории человечества. Тем не менее, давайте посмотрим на падение Рима со стороны рабовладения. Взгляните на гифку: примерно во II веке н.э. границы империи уперлись в естественные препятствия на всех направлениях: непроходимые леса на севере, пустыня на юге, океан на западе и мощные азиатские государства на востоке. Это заметно снизило количество военнопленных и привело к удорожанию рабов. Рабство эффективно только при покупке “готового” раба и нечеловеческих условиях жизни, а в случае, когда раба нужно вырастить в хороших условиях (иначе он будет слабым и хилым), становится слишком затратным. Дешевая рабочая сила превратилась в дорогую, что в конце концов разрушило экономику и само государство.


Экономическая история дает нам множество уроков, не всегда приятных и не всегда красивых. Рабство, сохранявшееся в южных штатах США вплоть до середины XIX века, войны и геноциды (см. события в Мьянме и вообще всю историю XX века), расизм, преследования по любым другим признакам – разве мы далеко ушли от Рима, который существовал две тысячи лет назад? Мы так любим противопоставлять человека и остальной животный мир, гуманность нашего вида и дикость зверей, что забываем, как относимся к себе же подобным. В следующий раз, когда вы назовете чей-то поступок человечным или гуманным (от латинского humanus), вспомните, что мы, люди, отказались от рабства только из-за того, что оно перестало быть выгодным – и кто знает, не вернемся ли мы к нему, если наши технологические навороты перестанут работать. 

историяэкономиканаукаапвот50-50pskжизнь
562
702.243 GOLOS
0
В избранное
Советник децентрализованной биржи DEEX |                                            Амбассадор Golos ВКазани |                      ... и просто хороший человек
562
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (17)
Сортировать по:
Сначала старые