Как Новгород перестал быть столицей феминизма на Руси

В Средние Века роль женщины была куда менее заметной чем роль мужчины. От региона к региону правовое положение прекрасной половины человечества разнилось. Но везде женщина была бесправнее мужчины. 

Если мы возьмем для рассмотрения женщину на Руси, то увидим что ее положение разнилось в зависимости от того на какой Руси она жила. Так самое плачевное, с современной точки зрения, положение у женщины было в Московии. Женщина на Московской Руси была на похожих правах, что и женщина в мусульманских странах. На Москве женщине отводилась своя отдельная часть дома - терем. Женщина Московской Руси владеющая грамотой это было нечто немыслимое. Роль женщины была в ведении домашнего хозяйства: ни о какой политике, образовании и пр. не могло идти и речи. 

Что примечательно, несмотря на такое положение женщин еще в 14-17 веках, последующие века были ознаменованы тем, что на императорском троне Российской Империи восседало немало женщин. Кроме того и в период с 13 по 16 века Московией, было дело, правили женщины. Об этом мы еще поговорим.

Терем-терем-теремок: сади девку под замок


Совершенно иным было положение женщины в Литовской Руси. В Великом княжестве Литовском, как сейчас говорят,  слабый пол имел несравненно больше прав и возможностей. И причем не только по сравнению с Московией, но и со многими странами Запада. Но здесь парадокс заключался в том, что имея возможность самовыражаться, получать образование итд, женщине практически был закрыт путь в "большую политику". За всю историю Великого княжества Литовского ни одна женщина не занимала великокняжецкий престол. 

Но все-таки есть два случая когда женщины из ВКЛ занимали великокняжецкий престол. Но не литовский, а московский.

Первый раз это была дочь Великого князя Литовского Витовта - Софья. Она в 1386 году вышла замуж за московского княжича Василия Дмитриевича, который в 1389 году стал Великим князем Московским. Этот брак улучшил отношения между ВКЛ и ВКМ. 

После смерти Василия, Софья как регентша взяла власть в свои руки и под покровительством своего отца - Витовта противостояла претендентам на московский престол.

Первая литвинка на московском престоле - Софья Витовтовна Литовская


Второй литвинкой, которая правила Московией была Елена Глинская. Родилась она в 1508 году уже на территории ВКМ, так как туда незадолго до ее рождения сослали всех ее родственников. А сослали за то что ее отец поднял мятеж против Велкиого князя Литовского.

В 1526 году Елена Глинская стала женой Великого князя Московского Василия III. А в 1533 овдовела. После чего отстранила от власти регентский совет и сама стала править Московией. 

Феминистский центр на Руси

Но особое место в вопросе роли женщины на Руси занимает Новгород. Тут женщина имела самый завидный статус. Во многом это объясняется близостью Скандинавии и тесной связью Новгорода с этим регионом, где женщина имела множество свобод. Хотя, так же как и Великом княжестве Литовском, за всю историю Новгорода женщина ни разу не избиралась на княжение. 

Наибольшее количество информации по жизни в Новгороде дают берестяные грамоты. Это уникальное явление на Руси. Прежде всего их наличие говорит о высоком уровне грамотности не только среди высоких сословий, но и среди простого народа, что само по себе вызывает немалый интерес. Но немалая часть берестяных грамот была написана женщинами. А как известно грамотность женщин в те времена было явлением уникальным. 

Кроме того в берестяных грамотах, среди прочего, женщины отстаивали свои права, показывая свою юридическую грамотность. 

Берестяная грамота №9. Письмо Гостяты Василию (жалоба прогнанной мужем жены)



Но содержание берестяных грамот в течении 11-15 веков показывает несколько грустных, но закономерных тенденций:

  • Во-первых уже начиная с 12 века берестяных грамот написанных женщинами становится все меньше. Это говорит об уменьшении роли женщины в обществе и о том, что уменьшался уровень женской грамотности.
  • Во-вторых в берестяных грамотах адресованных высокопоставленным чиновникам и боярам все чаще начинает встречаться слово "господин". Если изначально простой народ мог обратиться к боярину или чиновнику по-простому, без употребления всяческих эпитетов, то уже в 14-15 веке, слово "господин" в маленькой грамоте на 5 строчек встречается до 8-ми раз.
  • В-третьих с 12 века язык берестяных грамот становиться все ближе к языку, используемому в Московии.

Это все объясняется тем, что Новгород подвергается все большему влиянию Великого княжество Московского, закономерным итогом чего стало присоединение Новогорода к Москве в 1478 году. Именно тогда было вывезен в Москву и Новгородский вечевой колокол. Так закончилась история свободолюбивой Новгородской Руси. 

А какие примеры из истории женщин знаете вы?

Если понравилось - подписывайтесь! Буду рад и дальше писать для вас!


                                                              

историяновгородроссияpskженщины
25%
49
13
6.480 GOLOS
0
В избранное
Max Schulz
Немного политоты и истории
13
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (12)
Сортировать по:
Сначала старые