Миф о захоронении Ленина
Разбиваем миф о «кощунственном» способе захоронения Ленина
С 90-х годов прошлого века, затем все нулевые и даже сегодня постоянно раздаются призывы об перезахоронении Владимира Ильича. Одним из аргументов при мотивации «перезахоронения» является обвинение в том, что Ленин похоронен «не по-христиански».
В 1993 году Московская патриархия выразила мнение о способе погребения Ленина:
«Национальные традиции погребения, сложившиеся под влиянием православной культуры, искони предполагали захоронение тел усопших в земле. Мумификация тела, а тем более выставление его на всеобщее обозрение, в корне противоречит этим традициям и в глазах многих россиян, в том числе чад Русской Православной Церкви, является кощунственным действием, лишающим прах усопшего Богом заповеданного покоя. Немаловажно отметить и то, что мумификация тела В.И.Ульянова (Ленина) не была волей усопшего и осуществлялась государственной властью во имя идеологических целей».
Однако утверждение РПЦ о православных традициях, приведенное выше, противоречит историческим фактам. Например, в 1881 году Священный Синод разрешил забальзамировать тело русского хирурга и ученого Николая Пирогова. Его захоронили в отрытом гробу в усыпальнице, над которой позже возвели церковь. Место захоронение можно посетить и сегодня. Оно расположено в городе Винница, на территории Украины.
Также ещё со времен средневековой Руси нам известно много примеров захоронение усопших не в земле. Такие погребения встречаются и в православных храмах. При этом саркофаг может быть расположен под полом, либо размещен в специальную раку, стоящую на полу. Такие захоронения можно увидеть в Успенском соборе Москвы. Таким способом похоронены митрополиты святой Петр, Феогност, святой Иона, святой Филипп II и священном ученик патриарх Гермоген. В Архангельском соборе Кремля в раках покоятся царевич Дмитрий Угличский (умерший в 1591 году) и святые черниговские чудотворцы первой половины XIII века. Интересно, что в собор раки перенесли в 1606 и 1774 годах, поэтому такие захоронения не считались «кощунственными» не только в период раннехристианской Руси, но и в более позднее время.
Кроме погребения в раках, практиковались захоронения умерших в специальных нишах в стенах храмов, которые называются аркосолиями. Они могли быть открытыми, закрытыми и полуоткрытыми. В ниши помещались тела в гробах или саркофагах. Аркосолии сделаны в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, в церкви Спаса на Берестове, в храме Бориса и Глеба в Кидекше, в Воскресенской церкви в Переяславле-Хмельницком, в Успенском соборе Владимира, в Рождественском соборе XIII века в Суздале.
Также не в земле происходит окончательное захоронение монахов на святом Афоне. После смерти монаха его временно помещают в землю. Примерно через три года кости выкапывают и переносят в специальное помещение-костницу.
Выходит, что православная традиция не имеет запретов ни на бальзамирование, ни на захоронение не в земле. Поэтому называть способ захоронения Ленина «кощунственным» неправильно.