Борисоглебский монастырь (Дмитров)

Борисоглебский монастырь, монастырь св. Бориса и Глеба— мужской православный монастырь в Дмитрове. Точной даты основания монастыря история не сохранила, известен он со второй половины XV века. Есть легенда, документально ничем не подтверждённая, связывающая возникновение монастыря с Юрием Долгоруким, основавшим в 1154 году Дмитров.

**Архитектура. **

Старейшим зданием является каменный собор Бориса и Глеба, выстроенный, по мнению архитектора С. А. Гаврилова, вероятно, в середине XVI века. Датировка собора по фрагменту намогильной плиты с датой 1537 год ошибочна. Закладка обломка камня в стену северной апсиды относится, предположительно, ко времени настоятельства архимандрита Тихона III (около 1840 года), интересовавшегося историей монастыря и вставившего в стену собора Борисоглебский крест. Во времена Дмитлага камень был утрачен, но снова найден под площадкой крыльца в 1993 году.

Четырёхстолпный двухпрестольный собор с тремя апсидами поставлен на современных ему белокаменных погребах. Завершался собор двумя главами, из которых сохранилась одна. Вторая небольшая глава находилась над Вознесенским приделом, располагавшимся в юго-восточном компартименте и южной апсиде, увеличенной при строительстве для размещения придела. В киоте главного западного фасада размещалась икона Вознесения Господня, а в одном документе XVII века монастырь назван Вознесенским. Возможно, до строительства в середине XVI века Борисоглебского собора главный престол старого собора был Вознесенским. По традиции, при строительстве церкви с новым посвящением главного престола, главный престол старого храма переносили в южную апсиду. Над западной частью северного рукава свода, за средней закомарой северного фасада, обнаружены горизонтальные площадки. Возможно, здесь стояла небольшая звонница. Вокруг собора стояли паперти с тесовыми крышами на деревянных столбах.
В 1672 году монастырь пережил сильный пожар, который способствовал его перестройке в камень: в 1672 году при архимандрите Питириме построены Святые врата. При архимандрите Каллистрате в 1685—1687 над Святыми вратами построена Никольская церковь с трапезной, построены настоятельские кельи между Никольской церковью и западной стеной (юго-западная башня именовалась круглой настоятельской кельей и в ней стояла круглая изразцовая печь), братские кельи в средней части восточной стены ограды, частично выходившие за ограду, сохранявшиеся до XX века. В 1685—1689 годах при архимандритах Каллистрате и Иосифе (Варянове) построена ограда с четырьмя угловыми башенками. В 1702 году при архимандрите Сергии (Пустобоярове) на средства Акилины Нарышкиной[5] возводится больничная Покровская церковь, упразднённая ещё до начала XX века[6].
В 1656 году у западной части южного фасада собора построили небольшой Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором на средства вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина Прасковьи. В публикациях ошибочно называют умершего, вероятно, в моровое поветрие 1654 года, стольника Алексеем Ивановичем. В 1993 году обнаружена храмозданная плита Алексеевского придела с именем стольника Семёна.
До конца XVII века к притвору придела пристроили паперть, дошедшую до западного портала собора, а над притвором придела уже стояла шатровая колокольня. В таком виде двуглавый собор с шатровой колокольней был изображён на темперном рисунке конца XVII века на простенке между окнами второго этажа северо-западной башни монастырской ограды (башня в 1996 году была полностью разобрана и выложена заново, но уже без окон и темперного рисунка).
До конца XVIII века колокольня приобрела теперешний вид. При реконструкции к южной стене Алексеевского притвора была сделана прикладка толщиной около метра. Тогда же западную паперть достроили до северо-западного угла собора, над закомарами сделали скатные крыши, а вместо большой главы над барабаном надстроен еще один ярус барабана, завершённый маленькой главкой. Вероятно, тогда же разобрана юго-восточная глава. В XIX веке на месте киота с иконой Вознесения прорубили окно.
В 1834 году к Никольской церкви пристраивается (на месте первоначальной северной паперти и лестницы) придел Феодоровской Иконы Божией Матери.
На рубеже XIX—XX веков в соборе сделали калориферное отопление. Кирпичные каналы воздуховодов прошли по могилам ктиторов Алексеевского придела, а храмозданная плита с именем Семёна была использована в качестве перемычки над воздуховодом под окном в южной стене Алексеевского притвора. В 1901—1902 годах архитектором И. П. Машковым проведена реставрация верха собора, верхний ярус с главкой XVIII века были разобраны, и глава снова стала большой, а четверик получил позакомарное покрытие.
После возобновления монастыря (1993 год) закипели работы по благоустройству территории монастыря и «поновлению» памятников. В ходе этих работ некоторые ценные архитектурные элементы были утрачены. В 1996 году полностью перестроена северо-западная башня, где находился уникальный темперный рисунок Борисоглебского монастыря XVII века. Полностью, вместе с сохраненными при реставрации фрагментами XVII века, удалена лицевая кладка с настоятельских келий, отреставрированная в 1988-89 годах. На месте подлинных сделаны новые окна с небывалыми наличниками. На месте глухих стен сделаны окна с наличниками «под XVII век». В начале 2000-х гг. строятся небольшая одноглавая Свято-Духовская часовня в псевдорусском стиле, двухэтажное хозяйственное здание, полностью перестраивается южная и западная стены. На месте крыши с подлинным барабаном XVII века и главой, покрытой осиновым лемехом, «восстанавливается» купольная крыша с золоченой главой и хозяйственные постройки на месте Покровской церкви и братских келий.

История

Впервые в документальных источниках монастырь как уже существующий упоминается в завещании князя Юрия Васильевича в 1472 году.
До XVII века монастырь был княжеским и зависел в управлении и содержании лишь от своих покровителей — дмитровских и московских князей. Возможно, уже с XV века настоятель монастыря носит чин архимандрита. Первым, известным по документам, архимандритом был архимандрит Феодосий (1519 год). В 1652—1664 годах указом царя Алексея Михайловича обитель приписана к Новгородскому Архиерейскому дому (предназначалась владыке Никону, будущему патриарху для Подмосковной резиденции). В 1682 году собирались Борисоглебский монастырь приписать к Заиконоспасскому монастырю, однако приписка не состоялась и Дмитровский монастырь остался самостоятельным. В 1724—1726 годы вновь приписан к Новгородскому Архиерейскому дому. В обоих случаях потери самостоятельности монастырь управлялся строителями-новгородцами.
К началу XVIII века монастырь владел конюшенным двором к югу от монастыря, где до 2009 года располагалась воинская часть, территорией с хозяйственными постройками за северной монастырской стеной, слободой из 14 дворов и мельницей на Березовце.

Церковь Николая Чудотворца. Святые ворота монастыря. Вид с северо-востока.

После екатерининского указа 1764 года Борисоглебский монастырь остался единственным монастырём Дмитрова (двое других — Пятницкий и Никитский — были упразднены). В середине XVIII века монастырь переживает трудные времена, постройки сильно обветшали. Тем не менее, к концу века он находит средства перестроить Покровскую церковь (её последнюю стену разобрали вместе с северной монастырской стеной при строительстве последних лет во второй половине 1990-х), в первой половине XIX века — возвести настоятельский корпус. В 1888 году (по ошибочно прочитанной дате на кресте) отмечался 500-летний юбилей монастыря, что вызвало рост интереса к нему. Под наблюдением И. П. Машкова восстанавливается в первоначальном виде собор, здания реставрируются, в 1902 году П. А. Ушаковым на пожертвование Е. С. Ляминой строится духовное правление.
После революции в 1918 году монахи из Борисоглебского были переведены в Николо-Пешношский монастырь, а в нём разместились сёстры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные с западной Украины. С 1921 года к ним присоединились сёстры из Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии. В 1926 Борисоглебский монастырь окончательно закрыли и отдали его здания краеведческому музею.

Управление Дмитлага, располагающегося с 1932 по 1937 г. в монастыре

В 1932 году музей переведён в Успенский собор, а в монастыре было размещено управление Дмитлага ОГПУ (НКВД) — отделение ГУЛАГа для строительства канала Волга-Москва. Прилегающие улицы: Комсомольская, Пионерская, Чекистская, Большевистская, Инженерная, Энергетическая, Шлюзовая — образовали «городок Дмитлага», где селился инженерный состав и вольнонаёмные работники[10].
С 1940-х по 1970-е годы в монастыре находилась воинская часть, позже — различные учреждения и организации. Братский корпус использовался под жильё.
С 1993 года начинается восстановление монастыря. В 2003 году в нём было 8 насельников: настоятель архимандрит Роман (Гаврилов), 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. 31 августа 2003 года состоялся визит патриарха Алексия II. 6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вновь освятил возрожденный и отреставрированный Борисоглебский собор. К 2008 году число насельников возросло до 9.

Настоятели

1 — архимандрит Феодосий (1519), первый из настоятелей монастыря, достоверно установленный по документам.
2 — строитель Иоаким (Ларионов) (1611/12)
3 — строитель Серапион (Одинцов)
В синодике Борисоглебского монастыря 1654 г. упоминаются без дат — они были до 1611/12г.?
4 — архимандрит — Иона
5 — архимандрит — Васьян
6 — архимандрит — Варлам
7 — архимандрит — Исайя
8 — архимандрит — Никандр
9 — архимандрит — Герасим
10 — архимандрит Геннадий (1618)
11 — строитель Киприан I (1623)
12 — Киприан I (4.1624-17.01.1633) из строителей переведен в архимандриты
13 — архимандрит Макарий (1642—1644)
14 — архимандрит Иоаким (1646—1651)
15 — архимандрит Тихон I (1651—1652)
В 1652—1664 годах монастырь принадлежал Новгородскому Митрополичьему дому (Никону)
16 — строитель Александр (1652—1654?), «чёрный священник»
16 — строитель Ефрем (1655—1656), «черный поп»
17 — строитель Авраамий (1656—1663) (Новгородец)
18 — игумен Авраамий (1664—1665) переведен из строителей
19 — архимандрит Авраамий (1665—1869) из игуменов.
20 — архимандрит Савватий (1669 — август 1671)
21 — архимандрит Питирим (1672—1780)
22 — архимандрит Корнилий (1680—1683)
23 — архимандрит Тихон II (1683—1684)
24 — архимандрит Калистрат (1684—1688)
25 — архимандрит Иосиф (Варянов?) (1688—1692)
26 — архимандрит Симеон (1694—1698)
27 — архимандрит Сергий I (Пустобояров) (1698—1702)
28 — архимандрит Евфимий (1703—1707)
29 — архимандрит Адриан I (1707 — 14.6.1712)
30 — архимандрит Матфей (Шумерин) (1713 — январь 1715)
31 — архимандрит Адриан II (1715-10.1722)
32 — архимандрит Мелхиседек (Борщов) (март 1722-16.2.1723)
В 1724—1727 годах монастырь снова приписан к Новгородскому архиерейскому дому
33 — строитель — Иринарх (1724)
34 — строитель — Антоний (1727)
35 — архимандрит Киприан II (Скрипицын) (1727—1732)
36 — архимандрит Андроник (17 января 1731 — октябрь 1733)
37 — наместник Иосиф (31.10.1733-20.12.1733)
38 — архимандрит Виктор (Подгорский) (20.12.1733-16.1.1739 (?))
39 — архимандрит Адриан III (1736)
40 — архимандрит Павел I (20 мая 1740—1756)
41 — архимандрит Иоакинф (Карпинский) (1757—1758)
42 — архимандрит Нифонт (1758—1760)
43 — архимандрит Боголеп (Городецкий) (1760—1762)
44 — архимандрит Иероним (20.6.1762-5.12.1763)
45 — архимандрит Иосиф (Аверков) (9.3.1763-1771)
46 — игумен Иоанний (?) (20.10.1771-1775)
47 — игумен Иаков (1775-30.3.1779, 1780?)
48 — игумен Павел II (Наумов) (1781-22.6.1785)
49 — игумен Никандр (13.10.1785-20.4.1786)
50 — игумен Иоанникий (20.4.1786-10.1794 (1797?))
51 — игумен Аполлинарий (Пуляшкин) (5.11.1794-1802)
52 — архимандрит Александр (Алексеев) (16.1.1803-10.2.1804)
53 — архимандрит Гедеон (Фомин) (17.4.1804-1806)
54 — архимандрит Макарий (Брюшков) (9.8.1806-1810)
55 — архимандрит Евгений (Казанцев) (6.8.1810-11.8.1811)
56 — архимандрит Досифей (Голенищев-Кутузов) (28.8.1811-20.7.1816)
57 — архимандрит Арсений (Козноров) (26.7.1816-4.7.1819)
58 — архимандрит Феофилакт (4.7.1819-1822)
59 — архимандрит Платон (26.3.1822-1826)
60 — архимандрит Евлампий (Пятницкий) (19.3.1826-28.3.1830)
61 — архимандрит Платон (Казанский) (17.7.1830-31.12.1830)
62 — архимандрит Феофил (1.2.1832-1835)
63 — архимандрит Тихон III (3.2.1835-1846)
64 — архимандрит Иаков (Кротков) (9.2.1847-31.8.1855)
65 — архимандрит Герман (Соколов) (11.9.1855-1872)
66 — архимандрит Михаил (1872—1880)
67 — игумен Сергий II (1880—1882)
68 — архимандрит Сергий II (1882—1888)
69 — архимандрит Пантелеймон (Иван Алексеевич Поспелов) (1890—1892)
70 — архимандрит — Феофан (Борис Глебов 1831—1897) 1895—1897, переведен из Савво-Сторожевского монастыря в Звенигороде, брат наместника ТСЛ Павла Глебова.
71 — архимандрит Дионисий (Сосновский) (1901)
72 — игумен Феодосий II (1902—1907) до 1907
73 — архимандрит Феодосий II (1907—1918) из игуменов
74 — архимандрит Роман (Геннадий Михайлович Гаврилов, 1957 г.), 1993—2005 гг.,
75 — игумен Августин (Анатолий Викторович Шорников), с 2005 г.

Святыни
1.Ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана затворника Вышенского, свв. Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и многих других святых.
2.Частица Креста Господня.

  1. Ковчег с частицами мощей святых Бориса и Глеба

Монастырский птичник.

Павлины на территории монастыря

И еще павлины:

И еще:

историяфотографиядмитров
9
0.034 GOLOS
0
В избранное
Даринка
На Golos с 2018 M10
9
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые