Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
evrey4ik
7 лет назад

А завтра ты проснешься взрослым, или как проходит бар-мицва у евреев.

Фото отсюда

Мне тут подумалось, что я не совсем оправдываю свой ник на проекте. Таки еврейское прозвище должно подкрепляться аналогичным содержанием. Потому в этом посте расскажу Вам об одном из обычаем, чрезвычайно популярном у ортодоксальных евреев. Речь пойдет о бар-мицве – церемонии, в ходе которой отрок становится не мальчиком, но мужем.

Изначально название церемонии обозначало лишь достижение еврейским юношей определенного возраста, сама традиция появилась много позже. По Библии, в 20 лет мальчик достигал совершеннолетия – с этого момента новоявленного мужчину можно было призывать на войну и облагать налогами. В Талмуде, однако, этот возраст был снижен до 13 лет, да и обязанности, приуроченные к нему, менялись, в первую очередь касаясь религиозной службы. Когда мальчику исполнялось 13, отец, по традиции, давал ему свое отеческое благословение, и благодарил Господа за снятие с него ответственности за дальнейшую судьбу отрока. Никакого празднования, при этом, предусмотрено не было.

В Средневековье, в церемониях не было смысла, ибо мальчик признавался годным к религиозной службе тогда, когда раввин считал его готовым к ней. Мальчика должно было благословить на Торе, и он одевал тфилин – две маленькие коробочки из кожи кошерных животных, с отрывками из Торы внутри. 

Фото отсюда

Некоторых мальчиков младшего возраста даже начинали заранее готовить к Йом-Киппуру – религиозному празднику Судного Дня, подразумевающему, помимо прочего, почти 25-часовое воздержание от приема пищи. За два года до достижения 13 мальчик в этот день должен был поститься до обеда, а за год – в течение всего дня, равно как и взрослые.

Таким образом, различия между совершеннолетием, и более ранним возрастом, было исключительно условным, и 13-ый день рождения не запоминался еврейским детям ничем особенным.

Однако, ближе к концу периода Средневековья, ситуация изменилась. Религиозные права, предписанные Талмудом детям, не достигшим совершеннолетия, становились все более ограниченными. Их освободили от права быть призванными к чтению Торы. В 16-ом веке, среди польских и немецких евреев существовал запрет на ношение тфилина, до дня, следующего за наступлением тринадцатилетия. В 17 веке его немного изменили – отныне юноша имел право одевать его за 2-3 недели до бар-мицвы, так что он мог привыкнуть к его ношению, и правилам, это ношение регламентирующим.

Так что, тринадцатилетние начало приобретать очевидные преимущества, с точки зрения религиозных прав. Это и послужило основой для введения обычая бар-мицвы – посвящения мальчика в мужчину, после которого он мог пользоваться своими правами в равной степени со взрослыми.

Обычаи во время церемонии бар-мицвы

В консервативных, особо религиозных кругах, старшие строго следили за тем, чтобы молодежь не привлекали к чтению Торы до достижения 13 лет. Исключение делали лишь в том случае, если день рождения мальчика выпадал на Шаббат – тогда его могли призвать к чтению, но только после основных семи чтецов, и дозволялось ему читать только мафтир – последний отрывок в недельной главе Торы, или хафтару – отрывок из книги Пророков, который завершал чтение.

Проводили бар-мицву вне синагоги – обычно, в доме родителей юноши. Были привнесены свои новшества – само празднование совершеннолетия, драша – праздничная проповедь, произносимая свежепринятым в ряды совершеннолетних. Впервые традиция с драшей появилась в Польше – мировом центре по изучению Талмуда 16-17 веков – там ее произносили наиболее одаренные и зрелые тринадцатилетки, способные внести оригинальность и свежий взгляд в классические каноны Талмуда. Конечно, таких были единицы, но и были и другие, могущие, с помощью своего учителя, справиться с этой ступенью обучения, ведь по сути, драша была тестом на знание Талмуда. Частенько именно учитель готовил драшу, а ученик постигал ее, строчка за строчкой, и доносил собравшимся на бар-мицве.

В Германии 17 века, юноши одевались в новые костюмы, специально для церемонии. На Шаббате, по случаю своей бар-мицвы, они зачитывали отрывок из Торы целиком. Обладавшие приятным голосом, помимо прочего, также исполняли молитвы перед церемонией. Некоторые мальчики, чьи знания иврита были поверхностными, могли исполнить только одну из служб на выбор, будь то вечерняя молитва – Маарив, утренняя – Шахарит, или дополнительная молитва на Шаббат – Мусаф. Были и те, кто не мог прочитать и недельного отрыва из Торы, но всех детей, проходящих процедуру бар-мицвы, призывали к чтению, и все они клялись в том, что передадут фунт воска для свечей, что освещают синагогу.

Стол для бар-мицвы накрывали в полдень. За час до полуденной молитвы мальчик, одетый в свои новые одежды, обходил дома приглашенных, дабы позвать их на церемонию, в течение которой он представлял драшу, а также первым просил благословения после трапезы.

Современные каноны

На сегодняшний день не существует однообразия в праздновании бар-мицвы. Юноша, на пороге совершеннолетия, может прочитать как целый отрывок из Торы, так и любую из молитв, или даже комбинацию оных. Он также может произнести драшу, но не обязан этого делать. Есть также разночтения в вопросе облачения в талит – специальное религиозное одеяние.

Фото отсюда

Некоторые считают, что его должно одевать на бар-мицву, другие – что он предназначен лишь для свадьбы, и до того носиться не должен. Также существует традиция вручения подарков имениннику, проходящему процедуру, всеми гостями. Вместо того, чтобы готовить драшу вместе со своим отцом, многие дети сейчас предпочитают пользоваться помощью религиозных школ и частных учителей.

В Америке, где на сегодняшний день действует одна из самых больших и влиятельных еврейских общин, бар-мицве придается существенное значение, и она превращается в шикарную вечеринку, полную гостей и подарков. В России эта традиция, однако, очень мало распространена.

Еврейские традиции – сами по себе очень интересны и событийны. Надеюсь, моим читателям было интересно. Я постараюсь подготовить еще несколько статей на эту тему, и представить вашему вниманию.

Подписывайтесь, будет интересно!

8
15.196 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые