22 июня 1941 года
22 июня 1941 года художник Ираклий Моисеевич Тоидзе работал в своей мастерской над иллюстрацией к поэме Шоты Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Вдруг распахивается дверь и в помещение вбегает его жена Тамара Фёдоровна: «Война!». Ираклий понимает, что мир, в котором он и его семья жили до сих пор мгновенно канул в прошлое. Он смотрит на полное страха лицо Тамары и видит в нём всю ту скорбь и отчаянье, которые этим летним утром выжгли с лиц советских женщин покой и радость: «Стой так и не двигайся». Кисти и краски в руках художника мгновенно становятся оружием. Он трудится весь день и последующую ночь... Утром 23 июня работа была завершена.
Такова история возникновения знаменитого плаката Великой Отечественной войны «Родина-мать зовёт!». Уже через пять дней из типографии вышел первый миллион плакатов. Ираклий не создал портрет соей жены, он специально состарил её образ и добавил черты лица, которых не было у его Тамары.
Он не хотел рисовать конкретную русскую женщину, но сумел настолько точно передать внутреннее состояние своей жены, что люди увидевшие этот плакат, узнавали в этой неизвестной им женщине своих жён, матерей и сестёр. Был выпущен миниатюрный вариант, который солдаты Красной армии носили с собой вместе с фотографиями своих родных. Отступая под натиском фашистов, красноармейцы срывали со стен городов «Родину-мать» и уносили с собой, как в старину укрывали от врага иконы.
Но, как это повелось у нас в последнее время - нашлись «творческие товарищи», которые бессовестно профанируют этот образ, создавая дикие карикатуры. Возможно, наступит время, они поймут свою ошибку и раскаются...