А царя приносим в жертву: Как отмечали Новый год в древней Греции и древнем Риме

Вероятно, вы знаете, что современный обычай праздновать наступление Нового года связан с именем Гая Юлия Цезаря. 

До этого на протяжении 700 с лишним лет Новый год в Риме отмечали в начале марта, и это было весьма логично: природа пробуждается – новый год наступает. Цезарь, упразднив республику и став автократором, поменял некоторые традиции, в том числе и эту. При Гае Юлии появился так называемый юлианский календарь (ставший основой календаря григорианского – того самого, по которому живет большинство стран мира сегодня), год был разделен на 12 месяцев, а начало нового года было перенесено на 1 января. Так появился крайне популярный в Риме праздник – календы януарии, - посвященный двуликому богу Янусу. Одна его голова была обращена в прошлое (можно сказать, в год минувший), другая – в будущее. 

Сатурналии в представлении итальянского живописца Пьетро ди Козимо. Источник: Википедия.

В первые несколько дней нового года римляне без устали предавались развлечениям, бегали по улицам, вручали друг другу подарки – яблоки с медными монетками, терракотовые фигурки, пили много вина и устраивали отвязные оргии (а почему нет? в январские календы можно!), приносили обильные жертвоприношения богам… Согласитесь, чем-то похоже на наши дни, только в роли жертвоприношений у нас выступают фейерверки. 

С Древней Грецией все сложнее. Далеко не во всех городах-государствах (полисах) определяли четкую грань между концом прошлого года и наступлением нового. Странно? Не то слово. До эпохи Александра Македонского эллины даже начало дня считали от заката, а не от рассвета. Что касается Нового года, то в разных городах была своя дата. В большинстве полисов, включая Афины, праздник наступления Нового года приходился на день летнего солнцестояния – 21 июня. В Спарте отчет вели с дня осеннего равноденствия, в греческих городах Малой Азии, например, в Милете, - с дня весеннего равноденствия. А в соседней с Афинами Беотии Новый год наступал в день зимнего солнцестояния – 21 декабря. То есть города, расстояние между которыми около 300 километров, жили в разном летоисчислении. Впрочем, самого летоисчисления в современном понимании и не было. В Афинах и некоторых других полисах год обозначали правлением того или иного стратега или архонта. Вот пример из Ксенофонта:

«В следующем году (в котором праздновались Олимпийские игры, причем в состязаниях победил Фессалиец Крокинас), когда Эндиос был эфором в Спарте, а архонтом в Афинах Пифодор, которого афиняне, так как он был избран во время олигархии, не признавали архонтом, но считали этот год анархией».

Однако зачастую даже таким обозначением античные историки себя не утруждали. Просто описывали всё по порядку, за зимней военной кампанией шла летняя, за летней – зимняя. «В следующую летнюю кампанию, в ту пору, когда хлеб начинал созревать», - типичный пример из Фукидида.

Но вернемся в Рим. Январские календы предварял здесь еще один праздник – Сатурналии, посвященный богу Сатурну и окончанию сбора урожая (во время поздней империи он был объединен с празднованием Нового года). Отмечался он в конце декабря. Во время Сатурналий – такое же веселье, бесшабашность и разнузданность, как и в январские календы. Даже масштабнее. Например, на несколько дней рабы становились господами, а господа занимали место своих рабов, некоторые рабы навсегда получали свободу. Каждый год римляне выбирали шуточного царя Сатурналий, он отдавал шуточные приказы, шуточно властвовал, а в конце праздника… приносился в жертву Сатурну. Уже по-настоящему. Так было в глубокой древности, позже, при Цезаре, например, от человеческих жертвоприношений отказались (вместо них дарили терракотовые фигурки людей), однако и во времена поздней империи случались леденящие душу эпизоды.

Историк-антиковед Лев Андреевич Ельницкий описывает такой случай:

«В 303 году н. э. в городе Дуросторуме (позднее Силистрия), провинции Нижней Мезии, солдаты стоявшего там легиона праздновали Сатурналии. Праздник начинался 18 ноября и продолжался 30 дней. 
В правила римских Сатурналий входило, между прочим, избрание на все время празднования шуточного «царя сатурналий», так наз. rех bibendi, которому все участники праздника должны были беспрекословно подчиняться. Шуточный царь являлся как бы олицетворением на пиру самого царя Сатурна.
Легионеры в Силистрии также избирали «царя сатурналий», однако, вопреки римским обычаям, но в соответствии с обрядом некоторых восточных празднеств, избранный ими «царь» по прошествии месячного срока празднеств должен был добровольно умереть на алтаре Сатурна.
Царем сатурналий в 303 году оказался христианин, по имени Дазий, который в последний момент отказался от этого ритуального самоубийства, предпочтя ему смерть христианского мученика. По распоряжению легионного начальства он был схвачен и убит у алтаря Сатурна в назначенный срок».

Такой отход от традиций можно объяснить. В римских легионах к тому времени было много выходцев из восточных регионов империи, где была своя религия и свои традиции. Недаром Сатурналии в этом легионе в Силистрии начались 18 ноября, то есть на месяц раньше традиционных римских Сатурналий. А все дело в том, что 18 ноября – начало нового года по сирийско-финикийскому календарю, когда поклонялись Солнцу и богу Илу. Человеческие жертвоприношения Илу – это было в порядке вещей для Востока. 

Впрочем, западный бог Сатурн также не был невинной овечкой: собственных детей он... ел. 

историяpskантичностьрелигия
25%
13
55
33.154 GOLOS
0
В избранное
Алексей Денисенков
Систематическое изучение случая
55
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые