Бронзовый бык Фаларида: на Сицилии знали толк в казнях!
Тиран сицилийского города Акраганта Фаларис (или - Фаларид), живший в начале VI века до нашей эры, вполне оправдывал свою высокую должность: тиран он и есть тиран. Даже не тиран - монстр. Он мог бросить в тюрьму за малейшую провинность, например, за недобрый взгляд, а за такое серьезное преступление, как кража амфоры с оливковым маслом и вовсе полагался расстрел из лука. Народ его ненавидел, но терпел. Вообще, я заметил, население зачастую долго терпит тирана, зато когда терпение лопается (а рано или поздно оно обязательно лопается) от тирана мало что остается. Впрочем, от Фалариса кое-что осталось - бронзовый бык.
Однажды афинский скульптор по имени Перилай решил сделать Фаларису царский подарок. Зная садистские наклонности тирана, Перилай изваял чудного бронзового быка. Парень был талантлив - бык получился на загляденье, словно живой. В каком-то смысле он и был живым. В боку быка Перилай сделал небольшую дверцу, а в ноздри вставил две трубки.
- Зачем это? - удивился тиран.
- Если ты, о Фаларис, когда либо захочешь наказать человека, заключи его в быка и разведи под ним огонь. Его стоны, пройдя по трубам в ноздри, создадут впечатление, что бык ревет, и его крики боли доставят тебе удовольствие*, - ответил скульптор.
Казнь с помощью быка. Гравюра XVII века. Источник: dollartree.info
Надо ли говорить, что Фаларис очень обрадовался этому подарку. Рубить головы и сбрасывать со скалы ему уже давно надоело, требовалось нечто новое и нечто остренькое. Перилай подарил ему как раз нужную перчинку. И тиран тут же возжелал испытать чудесную конструкцию.
- Спасибо, дорогой Перилай, за ценный и красивый подарок, - сказал Фаларис афинянину. - И я хочу тотчас же посмотреть, как эта великолепная бронзовая штука работает, как мычит мой бычок. И поэтому... полезай внутрь.
- Я? Почему я? Но за что? - закричал Перилай.
Но двое бугаев в коринфских шлемах схватили несчастного за руки и затолкали в быка. А потом развели огонь. Но Перилай не ждал, когда он разгорится. Он начал орать сразу. И бык сразу начал реветь через свои трубки, оглашая древний город Акрагант леденящей душу музыкой. Народ стал думать, что из жерла вулкана Этны вот-вот покажется колесница Аида, и побежал в храмы. Только Фаларис усмехался - он был доволен, у него появилась новая игрушка. И, надо сказать, в последующие годы, пока Фалариса не растерзала толпа, бронзовый бык не стоял без дела. Иногда к нему даже выстраивалась очередь из олигархов - их Фаларис как-то особенно недолюбливал.
Впрочем, есть иной сюжет. Мол, Фаларис - добрый и честный парень - сильно расстроился, когда извращенец Перилай преподнес ему такой подарок. Заставил изжарить скульптора, а затем отвез быка в святилище в Дельфы, где посвятил Аполлону. Но это, скорее всего вранье. Диодор Сицилийский, описывая взятие Акраганта карфагенским полководцем Гимильконом (спустя два столетия после эпохи Фалариса), рассказывает, что среди награбленных карфагенянами сокровищ был и бронзовый бык. Его отправили в Карфаген и, вероятно, стали использовать почти что по назначению. Только не для казней, а для жертвоприношений. В каком-то смысле бык Фалариса стал жертвенным быком. И определенно это был самый страшный жертвенный бык, потому что внутрь сажали... детей - чтобы умилостивить кровожадное карфагенское чудовище Баал-Хаммона (этот бог иных жертв не признавал). В 146 году римский консул Публий Корнелий Сципион прекратил этот кошмар: он взял Карфаген и вернул быка на родину, в Акрагант. Фалариса там давно уже не было, а поэтому бык простоял еще несколько десятилетий (а может, и столетий) тихо - в качестве элемента уличной скульптуры, хоть и самого выдающегося.
* - цитата по Диодору Сицилийскому.