«Der junge Karl Marx», или Почему иногда лучше жевать, чем говорить. Часть 1-ая
Как бы то ни было, даже эти криворукие переводчики заслужили искреннюю благодарность от пана Гридя, который, как, должно быть, известно многоуважаемой публике, по-французски не гундосит, а из германского наречия освоил исключительно карательно-оккупационную лексику на случай войны: «Nicht Schießen!», «Halt!» и, разумеется, «Ausweis!».
Итак, главное и единственное достоинство кинофильма «Der junge Karl Marx» – то, что фильм есть. Нет, правда – говоря это, я серьёзен как никогда. Ведь что мы имеем? Начало XXI века, Европа. Чтобы нам ни говорили по поводу ренессанса, переживаемого марксовскими произведениями (в первую очередь, «Капиталом»), это всё-таки всплеск конъюнктурного спроса: есть экономический кризис – есть интерес к Марксу, нет кризиса – Маркс задвинут в самый дальний ящик комода, стоящего в тёмном чулане. Ведь это только для жителей шестой части Земли Маркс – гениальный философ и экономист, а коллективное бессознательное Западной Европы воспринимает его, как заросшего с ног до головы иссиня-чёрной гривой шепелявого немца, который своей писаниной заварил такую кашу, которую потом всем миром пытались расхлебать, угробив на это целое столетие.
В этом смысле надо быть смелым, рискованным и, в хорошем смысле, безбашенным режиссёром, чтобы взяться за создание фильма о Марксе, пускай и в канун двухсотлетнего юбилея персонажа. Хотя, с другой стороны, такое вот отношение к персонажу картины «у них» полностью развязывает режиссёру руки: можно не особо обращать внимание на факты – публика и так всё «схавает»», если, конечно, дойдёт до кинотеатров. Собственно, Рауль Пек со товарищи и не выдержал этого испытания – «поплыл» именно на фактах, для сбора которых нынче, в общем-то, особых усилий и прилагать не надо – благо, за прошлое столетие о Марксе нашли и задокументировали едва ли не малейший чих.
Как, наверное, читатели уже догадались, рассмотрев фильм спереди, мы плавно переходим к рассмотрению его с другой стороны, так сказать, с заду. И оное обещает быть весьма подробным.
Глава 1-ая. «Кто все эти люди?» (с).
Говоря по-русски, это означает, что, снимая фильм о Ленине, режиссёр должен либо найти невысокого коренастого картавого человека на заглавную роль, либо актёра, способного с минимум грима изобразить человека, хотя бы внешне похожего на Ленина. Согласитесь, чубатый «з вусами як у Тараса Бульби» Ильич, говорящий с характерным еврейским акцентом, будет смотреться в лучшем случае комично.
Так вот, с подбором актёров герр Пек сильно промахнулся. Пожалуй, единственное попадание (хотя и не во всём) – это Энгельс, хотя тут имеем в большей степени сходство на «морду лица» – выразительные водянистые глаза, увидев которые, я вспомнил Андрея Миронова в роли Дженерэла в советском двухсерийном фильме «Год, как жизнь». Но в остальном актёр мало похож на Энгельса: современники описывают того в 1840-е гг. высоким атлетически сложенным молодым человеком, одевающимся со вкусом, а в фильме мы видим высокого худого и бесфигурного мальчика, у которого цилиндр, пардон, висит на ушах.
Дальше – по убывающей. На роль Маркса выбрали актёра, которого, без сомнения, можно принять за играемого им персонажа, если только фильм так и будет называться «Der junge Karl Marx»: всё-таки патлатость актёра и постоянные – по случаю и без оного – бросаемые им реплики о мировой революции не достаточны, не хватает индивидуальности. Ну и, конечно же, возраст: по сюжету, напомню, Карлу 25 – 26 лет, которого играет 41-летний Август Диль!
Возраст актёров – это, кстати, грабли, на которые режиссёр наступает практически постоянно. Друг, а затем личный враг Маркса Арнольд Руге в событиях, показанных в фильме, – это зрелый сложившийся человек, так сказать, мужчина в самом соку: ему 41 – 42 года, он темноволос, носит усы. Играющему же его актёру Гансу-Уве Бауэру на момент съёмок стукнуло 62 года, он седовлас, безус и, вообще, больше похож на Ивана Сергеевича Тургенева, чем на Арнольда Руге. Пьера Жозефа Прудона, которому в 1844 году было 35 лет, играет 54-летний француз Оливье Гурмэ, а уже упоминавшийся выше Стефан Конарске, выступивший на экране в роли молодого Энгельса, старше своего героя в полтора раза (37 лет против 23 – 24 лет)!