Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
iraklii
7 лет назад

Из истории Балахнинской земли (Нижегородская область)

О старообрядческих школах в Балахнинском уезде

Реформы Никона середины 50-х годов XVII века реформировали и укрепили православную церковь, но в то же время, как известно, привели к расколу и к жестокой, беспощадной борьбе с раскольниками. Профессор Д.В.Седов в своей работе «Гонимая старина» пишет: «Три с лишним века жестокой, кровопролитной борьбы так и не принесли победы ни той, ни другой стороне – ни приверженцам старой веры, ни их гонителям».i

В Балахнинском уезде большую роль в борьбе со старообрядчеством играл Городецкий Федоровский монастырь – оплот православия, который был окружен народом, ослепленный суеверием и расколом. И в Городце с 1789 года действовала часовня, которая, как пишет Седов, «была одним из центров старообрядчества».ii

В середине XIX века борьба с расколом приняла более мягкие формы, но широко известна деятельность чиновника особых поручений П.И.Мельникова при нижегородском губернаторе, а потом уже чиновника министерства внутренних дел в Петербурге. В большой советской энциклопедии написано: «Мельников активно участвовал в жестоких преследованиях раскольников, проводившихся царским правительством, что вызвало крайне отрицательное отношение к нему со стороны передовой русской общественности.iii Д.В.Седов приводит цифры о количестве старообрядцев в России за 1854 год. «Число их приблизилось к 10 млн. человек. Что тогда составляло 1/6 часть православного населения».iv

По земской реформе 1864 года старообрядцы получают некоторые права, о чем будет сказано ниже. По закону от 1883 года старообрядцы «получили не только право отправлять свои службы по своим канонам. Но им даровался ряд прав в общественной жизни и торговле».v К этому времени часть старообрядцев уже вышла из раскола и признала единство с православной церковью. Сохраняя при этом старые обряды. Им было разрешено строить единоверческие церкви, где богослужение велось по старинным книгам и со старыми обрядами. В городе Балахне не было ни одной такой церкви, но в Городце такая церковь была. В документах есть такая запись: «С 1 сентября 1908 года вновь открыта церковная школа в селе Городце при единоверческой церкви».vi По данным из книги «Борское Заволжье в фотографиях» по нижегородскому краю было возведено 10 единоверческих церквей».vii Но старообрядцы не все приняли единоверческую церковь, большинство продолжало отправлять богослужение в домашних моленных. И таких было бесчисленное множество в деревнях и селах Балахнинского уезда. Детям старообрядцев в годы гонений была недоступна государственная школа. Если при единоверческих церквях были церковные школы и в них детей учили грамоте и церковному пению, то те, кто не признавал единоверческую церковь, учил своих детей грамоте в домашних условиях. Но большинство этих детей грамоте не обучались, и сами родители были неграмотными. Видную роль в образовании старообрядцев играла скитская система образования, т.е. обучение в скитах, обучение, тайное от властей. Которое сурово преследовалось. Вот здесь и сыграл свою роль П.И.Мельников. Тем не менее, это «домашнее», скитское образование давало замечательные результаты, но в Балахнинском уезде этого не было, т.к. не было и скитов.

По земской реформе 1864 года было разрешено открывать начальные школы и частным лицам, чем воспользовался Николай Александрович Бугров и открыл на своей родине в дер.Попово Семеновского уезда первую начальную старообрядческую школу для детей беглопоповского толка. Но школа работала по системе Министерства народного просвещения. Однако в учебный курс было введено церковно-славянское чтение по старопечатным книгам. В апреле 1905 года вышло высочайше утвержденное «Положение комитета Министров», по которому старообрядцам было «разрешено открывать свои школы и преподавать в них Закон Божий в старообрядческом истолковании».viii 17 октября 1906 года – новое Положение «высочайше дарованные права старообрядцам о строительстве старообрядческими общинами школьных зданий.ix По этому поводу Д.В.Седов пишет: «первая русская революция принесла старообрядцам свободу исповедания и разрешение открывать школы грамотности повсеместно».x

После реформы 1864 года и образования земства в Балахнинском уезде открываются земские училища. В 1894 году в России вводится всеобщее начальное образование. К 1895 году в Балахнинском уезде было 9 школ грамотности, 19 церковно-приходских школ, и было решено построить и открыть 34 земских училища и полностью решить задачу начального образования, что и было сделано. В земских документах за 1905 год есть сообщение о Васильевском двухклассном училище и Катунском двухклассном училище: «дети местных жителей школьного возраста почти все посещают земскую школу, в том числе и дети старообрядцев, и те не уклоняются от училища и представляют лучший элемент и по успехам, и по поведению».xi

Большую роль в привлечении детей старообрядцев к обучению сыграл в Балахнинском уезде нижегородский купец Николай Александрович Бугров. Будучи гласным Балахнинского земства, он вкладывал немалые средства на строительство школ, давал бесплатно лес, снабжал школы бесплатным отоплением. Но основной целью своей он считал образование детей старообрядцев беглопоповского толка. На Сейме работали его основные мельницы, и при деревне Передельново он построил два училища: женского на 110 девочек и мужское на 75 мальчиков. При этом он построил квартиры для учителей и содержал прислугу при училищах. Школы эти считались земскими, а фактически были старообрядческими. Рабочие на мельницах Бугрова были в основном старообрядцами. Надо иметь в виду, что благотворительная помощь близким по вере для старообрядцев была священной обязанностью. Важнейшим условием в этих школах было то, чтобы учитель Закона Божия не использовал уроки для борьбы с расколом. В 1907 году Бугров дает средства для строительства в Городце школы для старообрядцев на 100 человек, которая была построена в 1909 году. Большую помощь старообрядцам белокриницкого согласия оказывал Д.В.Сироткин, городской голова Н.Новгород, выходец из крестьян деревни Остапово Пурехской волости Балахнинского уезда. Им было открыто старообрядческое училище в д.Остапово при остаповской церкви в 1909 году. Из докментов: «Д.В.Сироткин дает средства на строительство Пурехского 2-х классного училища, которое к тому же снабжает школьными пособиями».xii И еще: «Земство приняло в свое владение библиотечное здание в Пурехе от г.Сироткина».xiii Д.В.Сироткин – городской голова, владелец пароходства, создатель первых нефтеналивных барж, перевозивших каспийскую нефть – писал в 1946 году будучи в эмиграции: «Моими успехами в судостроении я обязан старообрядчеству, я удержался от вина, пристрастился к общественной жизни старообрядчества и судопромышленности».xiv Кстати сказать, что важнейшими нравственными правилами старообрядцев всех толков и согласий было – не пить, не курить, вести дело и молиться Богу.

В 1906 году в Балахнинскую управу обращается совет старообрядческой общины из села Климотино Павелковской волости по поводу открытия в селе старообрядческой школы. Помещение для школы дал крестьянин Пшенников вместе с обстановкой. Совет общины просит земство «об ассигновании известной суммы на содержание старообрядческого «законоучителя».xv Управа отвечает, что хотя и «введен в России закон о веротерпимости, но земство стоит на стороне господствующей церкви и ....должно только допускать и не препятствовать старообрядцам в их вероучении».xvi И управа отклонило ходатайство общины. Но земское собрание в этом же году пересмотрело просьбу общины села Климотино и постановило, что школа должна быть передана в заведование земству, и содержание ее должно идти за счет земства, а старообрядческих священников только приглашать для преподавания Закона Божия за счет общины.

21 сентября 1908 года в Балахнинскую уездную управу обратилась с прошением городецкая старообрядческая община, «приемлющая священство», т.е. при единоверческой церкви. Община в 1908 году построила здания для двух одноклассных школ, мужской и женской, имеющих каждая по 3 классные комнаты для обучения детей старообрядцев. Школа построена при храме, община далеко не бедна. Она берет на себя все хозяйственные заботы, жалованье духовным законоучителям, а учителей выбирает общее собрание общины. Но в школах должны работать и гражданские учителя, и община прости, чтобы им жалованье уплачивало земство. Школы могут вместить до 200 учеников. Земское собрание постановляет ассигновать содержание всем шести преподавателям из средств земства, но лишь в том случае, если школа будет передана на общем основании Балахнинскому земству с приглашением за счет общины для преподавания Закона Божия старообрядческих священников. Причем «доступ в эту школу должен быть предоставлен всем желающим учиться в ней, а не детям лишь одних старообрядцев, и притом лишь не одним детям прихожан храма этой общины.

Таким образом, дети старообрядцев учились в школах грамоты при единоверческих церквях. Городец и деревня Остапово, и, в училищах, которые создавались старообрядцами как школы старообрядческие, но по закону становились земскими. Это училища в Передельнове, в Катунках, в Пурехе, в селе Климотино. Если и были в уезде еще старообрядческие школы, в земских документах такие факты не встречаются. Для всех этих школ характерно то, что там настойчиво, усилиями создателей этих школ вводятся старинные богослужения, основанные на «вере отцов», и только на этой основе воспитывались дети.

Литература:
1. Сборник постановлений Балахнинского уездного собрания Нижегородской губернии за 50 лет. (1865 – 1914 гг.). Том I «Народное образование». Балахна. 1915 г.
2. 41-е очередное Балахнинское уездное земское собрание 30.09. – 3.11. 1905 г.
3. 64-е очередное Балахнинское уездное земское собрание. Приложения к журналу №2. 1908 г.
4. Д.В. Седов «Гонимая старина» в книге «старообрядчество Борского Заволжья. Филиал СГУТ и КДС. Н.Новгород. 2008 г.
5. Борское Заволжье в фотографиях. Н.Новгород. 2007 г.
6. БСЭ. 2-е издание. Т.27
7. Д.В.Седов 1, (с.17), 2(с.13), 4(с.131), 5(с.15), 10(с.29), 14(с.49)
8. БСЭ. 3(с.125)

Из публикаций краеведа Балахниского района З.Л.Баташевой

24
0.056 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые