Народные поверья. Леший

Еще один персонаж древнеславянской мифологии. Житель глухих лесных чащоб. В зависимости от местности, лешего называли по-разному. Лесной дядя, Лешак, Лесун или Полесун, Дикий мужик, Лесовик, а кое-где - Лес. Любитель издавать в лесу разные звуки. То ли в ладоши хлопать, то ли петь без слов.
          

              Рисунок Н. Брута с обложки журнала «Леший», 1906 год. 

По древнеславянским поверьям, родятся лесовики от союза черта с ведьмой. Либо от человека, который совершил страшный грех. А иногда в лешего может обратиться тот, кто умер не своей смертью без нательного креста.

У славян, живших на территории Беларуси, был свой миф относительно появления лешаков: «У Адама с Евой было, якобы, двенадцать детей. Но Богу они представили только шестерых. Остальных шесть они сховали под деревом, от которых потом и пошла всякая нечисть».

Внешний вид этого духа так же варьировался в зависимости от местности. Кое-где это косматый дед это без ресниц и бровей с глазами, горящими, изумрудным огнем. А вот на новгородчине утверждали, что лесовик это бородатый старик в светлых одеждах и большой шляпе. Как и всякая другая нечисть, леший склонен к оборотничеству. Может показываться в виде диких зверей. Одежда лешего, как правило, вывернута на изнанку, и не подпоясана.

В иных лесах лешие живут не по одному, но встречались и такие сказы, что в некоторых лесах, лешаки жили семьями и имели избы в самой чаще. Так же говаривали, что в одном лесу бывало не по одному лешему, и тогда у них случались ссоры, во время которых они бились вековыми дубами, да пудовыми камнями.

Образ лешего в сказаниях и легендах неотделим от животных населяющих лес, которыми он управляет и распоряжается. В особенности крепкую дружбу водит лешак с медведем. Медведя он привечает и всячески угощает. А когда сам упьется вином, да и спит, тогда медведь стоит у него в карауле.

Интересен факт, для древних славян был необъясним факт сезонных миграций животных. А потому, на этот счет существовало поверье, что все лешаки заядлые картежники и частенько затевают игру с соседом, а расплачиваются зайцами, белками, да мышами, перегоняя их в угодья выигравшего. В свободное от проказ и карточной игры время Леший любит раскачиваться на скрипучих деревьях. За то в некоторых губерниях его прозвали зыбочником. От глагола «зыбать»- качать нянчить.

Особую активность лешие проявляют на Ивана Купалу 7 июля, а еще больше в ночь на Агафона Огуменника, что празднуют 4 сентября. В эту ночь лесовики выбирались из лесу в села и причиняли людям разный вред. Например, могли снопы сена раскидать или навести другие беспорядки. В связи с этим из жителей деревни выбирались добровольцы, которые облачившись в тулупы мехом наружу и прихватив кочергу, выходили ночью, охранять деревню.

27 сентября на Воздвижение народ избегал ходить в лес, так как в этот день лешие сгоняли диких зверей в одно место и не дай Бог оказаться на их пути. А уж 17 октября, лешаки на зимовку под землю уходят, где и сидят до весны. Но перед долгой спячкой как же не покуражиться. Потому селяне избегали в эту пору заходить далеко в лес: «Леший тебе не свой брат, кости пересчитает не хуже медведя».

К людям, лешаки настроены не добро. Любят заманить, спутать тропки, а уж когда человек окажется в безвыходной ситуации, тогда защекочет до смерти, громко хохоча при этом. В житиях святых ХV века описан случай встречи с лешим произошедший со святым Ефросимом. Однажды, святой, шедший в отдаленный монастырь, повстречал у леса попутчика, который всю дорогу рассказывал святому о его же личных переживаниях относительно близкого знакомого. В ответ св. Ефросим стал проповедовать попутчику о смирении. В конце концов, святой понял, что забрели они в неведомую глушь, хотя попутчик утверждал, что знает дорогу. Тогда монах понял, что это нечистый дух – леший. И начал читать молитвы в результате провожатый его растворился. И святой увидел, что стоит в глуши на краю оврага.

В Олонецкой губернии среди пастухов ходило поверье, что каждый пастух должен отдать в жертву лешаку козла или быка. Не то, рано или поздно лешак с него спросит, натравив на стадо волков. В Архангельской губернии лешего задабривали заранее блинами или хлебом. На Новгородчине старые пастухи знали заговор, чтоб нанять лешего на работу – охранять стада. И лишь редкие охотники, да деревенские колдуны, знавшие специальные приговоры, водили дружбу с лешими.

Чтобы не сбиться с пути и не попасть к нему в лапы старики советовали, носить с собой сучок от липы без коры или одеть какую-нибудь вещь наизнанку. Старики рассказывали, бывало, что лешие иногда склоняли девок к сожительству. Рожали от них редко, но случалось такое, что сгинув в лесу, девки возвращались через время с деньгами, якобы лешак наградил.

Сказывали и такие истории, что лешаки иногда приходят ночью к костру дровосеков погреться. И в таком случае, они завсегда свое лицо от огня прячут.

Некоторые смельчаки мечтали найти в лешем помощника. Для чего существовал особый обряд. Что бы исполнить его, нужна была осина, которая издревле считалась ключом в потусторонний мир. Осина должна была быть не срублена, не сломлена человеком. А потому, претендующий на дружбу с лешим, должен был срубить, например сосну, колуном, которая при падении свалила бы две осины. На те осины должно было взгромоздится и изречь: «Полисун-лесовик сведи дружбу крепку с рабом Божьим (имя). Ежели согласен, так появись, а не хошь как хошь.»

В Архангельской губернии был свой заговор «Дядько-лешак покажись не диким зверем, не деревом, не птицей, а таким как я есть». Так же до наших дней сохранились прошения лешему на бересте. Писалось, как правило только начало текста, остальное просто проговаривали вслух. Писать надо было обязательно слева направо. Таких прошений нужно было изготовить 3 штуки. Одно цепляли на дерево, другое закапывали, а третье бросали в воду. Такие письма писали те, кто заплутал, или не мог разыскать в лесу свою корову, козу или коня. Распространен этот обряд был в основном в Вологодской губернии.

Содержание было примерно такое: «Лешаку, царю чащобы, да его женке, да лешачатам. У раба Божьего (имя) потерялася корова (или какая другая скотина). Коли отыщется у вас, отправить мне без промедления. Ежели по-моему сделаете стану молится о вас святому Егорию». В результате скотина должна была непременно найтись.

Продолжение следует…


С уважением @kupava

[author=kupava]

историяistfakvox-populiобразованиежизнь
161
180.540 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
161
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые