Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
5 лет назад

"Перегибы на местах". Церковь и органы Советской власти. Часть 2

Автор @kraeved

Начало


Верующим христианам и мусульманам категорически запрещались собрания на дому. Члены комиссии держали под постоянным контролем постановку антирелигиозной пропаганды в школах.


В справке о состоянии антирелигиозной работы в школе заведующая районо Симоненко сообщала: «Огромное значение в коммунистическом воспитании подрастающего поколения имеет научно-атеистическое воспитание. Выпускники должны покинуть школу убежденными материалистами, для этого необходимо с помощью таких предметов как физика, химия, естествознание, раскрывать ложность вероучений. Коллектив учителей Верхотурского района поставил перед собой следующие задачи:
1)добиться, чтобы атеистическое воспитание в школе стало составной частью коммунистического воспитания;
2)до конца искоренить в среде детей суеверия, предрассудки, всевозможные неверные толкования явлений природы;
3)воспитать наших детей материалистами, борцами против суеверий и предрассудков;
4)придать всей общеобразовательной работе школы ярко выраженную атеистическую направленность. Углублять и продолжать работу, проводимую учителями на уроках, должна внеклассовая атеистическая работа. При разработке плана внеклассовой работы в школах учитывается возраст и уровень знаний учащихся. В пропаганде атеистических знаний принимают участие работники школьных и сельских библиотек. Они организуют книжные витрины, иллюстрированные стенды, выступают с обзором атеистической литературы, участвуют в проведении читательских конференций. В планах родительских лекториев научно-атеистической пропаганде также отводится должное место
».

Велось наблюдение за поведением отдельных членов двадцатки Успенской церкви. Созданный женский совет, обращал в своей деятельности особое внимание на антирелигиозную работу среди женщин.


Под строгим контролем находились представители мусульманской концессии. Так, в связи с празднованием праздника Курбан-Байрам, отмечаемого по календарю 2 декабря 1976 года, в повестку дня семинара с председателями и секретарями исполкомов Советов в г. Верхотурье был включен вопрос «О религиозной обстановке в районе».

Члены комиссии по соблюдению законодательства периодически посещали службы в церкви, мусульманское кладбище в городе, в ходе бесед с людьми мусульманской религии выясняли, знают ли они что-либо об этом празднике, проверяли число посещений в школе учащимися. Данная работа находилась под контролем уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Свердловской области А. Паламарчука.

Работники комиссии районного Совета по наблюдению за законодательством о культах следили за тем, не создаются ли в районе сектантские группы и другие религиозные объединения. Члены комиссии посещали службу в церкви, прослушивали проповеди священника (ничего противозаконного в них не находили), на заседаниях ежеквартально обсуждали вопросы и итоги деятельности церкви за квартал, вели работу с лицами «неустойчивыми по вовлечению в веру». Тем не менее, они не могли понять, что же влечет людей в церковь: «методы их работы пока не могут быть раскрыты».

Увеличение числа верующих пытались объяснить появлением нового священника Комарова. Он — человек одинокий, бессемейный, целиком посвятил себя служению церкви и пастве, проведение служб не пропускал, отмечал все без исключения религиозные праздники.

Число верующих с каждым годом увеличивалось, приход разрастался. Несмотря на работу комиссии районного Совета, наблюдавшей буквально за каждым верующим, люди стремились в церковь. В основном это были женщины-пенсионерки, но в церковь стремилась и молодежь: крестили детей, венчались, отпевали почивших родственников. И райком партии здесь был бессилен.

Кладбищенский храм Успения Пресвятой Богородицы в Верхотурье


Продолжение следует

Библиография здесь

Изображения из архива редакции Истфака, музея ВГИАМЗ и с лицензией ССО


Торговая платформа Pokupo.ru

1
672.307 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые