Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
5 лет назад

Быт крестьян Северного Урала в XIX–XX веках. Часть 2

Автор @kraeved

Предыдущая часть


Удивляться приходится, кто и когда облюбовал это отдаленное место от мира сего для постоянного места жительства. Земля 157 га, отвоеванная от тайги предками, суглинистая, малоурожайная, правда сенокосные угодья — заливные луга, позволяли держать скот, видимо, это и привлекло людей жить в тайге с незапамятных времен.

"За пряжей". Фото С.М.Прокудин-Горский. 1907 год


Многие прожившие свой век не видели железной дороги, городов и не могли себе представить, что где-то имеется жизнь совсем не похожая на ихнюю. В борах много ягод брусники, на болотах — клюквы, на кедрах — кедрового ореха. Все это было пищей для крупного и пушного зверя, а также для боровой птицы: глухарей, рябчиков. Люди этим богатством пользовались. Некоторые крестьяне занимались охотой на лосей, медведей, а некоторые на пушного зверя: белку, колонка, горностая.

Далеко в тайгу охотники не удалялись, самая далекая избушка находилась за двадцать верст от деревни. На таком расстоянии дичи и зверя было достаточно, но зато не нужно было затрачивать лишнее время на завоз продовольствия, а также было близко возить мясо, шкуры, пушнину, ягоды и орехи. У каждого охотника имелась своя охотничья избушка на своем урочище, где он охотился. Избушки строили капитально: в них можно было зимовать.

Средства к существованию населением извлекались из земледелия, заготовки леса и сплава его по реке Туре в город Тюмень. В урожайные годы добывали много кедрового ореха, ягод брусники и клюквы, которые возили в ближайшие города Верхотурье и Алапаевск для продажи на рынке .

Обмолот кедровой шишки


К сбору кедрового ореха готовились всей деревней, как к большому празднику. В этой работе проявлялся коллективизм. Работали все вместе. Заготовленные кедровые шишки сваливали в общие бурты, чтобы они чуть подопрели, тогда из них легче вымолачиваются орехи. После того, как сбитые шишки с кедров пролежат в буртах несколько дней, на сделанных «кроватках» из тонких деревьев, начинают молотить, т. е. бить по шишкам чуть погнутыми на конце палками. Орех из шишки выкрашивается. После обмолота на специальных решетках, сделанных из кровельного железа, орех просеивают от мусора. Делят орехи между работающими согласно отработанных дней на заготовке орехов.

С наступлением холодов по устоявшейся зимней дороге товар отвозили на ярмарки. С ярмарок, если торг был удачный, привозили в дом одежду, обувь, ткани на платья и подушечные наволочки.

До Первой мировой войны 1914–1918 гг. никто из мужчин не имел понятия брить бороду или усы. Возможно не знали, что есть бритвы для этой цели. Некоторые жители деревни считали себя казаками, якобы когда-то выслал на Урал за какие-то восстания в свое время Петр Первый их предков из стрелецких полков. Так вот эти семьи придерживались казацких обычаев до дня коллективизации. Мужчины считали позором принести воды в дом, дать корм коровам, зато уход за лошадьми считался мужским делом, с ранних лет своих сыновей и внуков приучали к умелому обращению с лошадьми и обязательной верховой езде.

Вся работа по хозяйству была разделена на мужскую и женскую, причем явно не справедливо, работы на женские руки приходилось гораздо больше, чем на мужские. Если мужчины находились дома, то их можно было встретить за болтовней и курением табака, собравшись группами, а женщин за стиркой, починкой белья, обработкой льна, пряжей кудели, тканьем холста для верхней и нижней одежды, вязанием варежек, носков, приготовлением пищи, уходом за детьми, выполнением различных мелких работ по хозяйству.

Единственным местом для них была встреча у колодца, где они имели возможность перекинуться словом с соседкой. Поскольку земли было мало, хлебом на весь год семью обеспечить не могли. Мужчины уходили на заработки весной на сплав леса, а осенью и зимой на заготовку леса. Зачастую полевые работы ложились на женские плечи, какие только работы не приходилось выполнять бедной крестьянке.

Урал. Фото С.М.Прокудин-Горский


Продолжение следует

Библиография Здесь

Изображения из архива редакции Истфака, музея ВГИАМЗ и с лицензией ССО


Платформа EtherZero: обзор, развитие, прогноз

0
671.965 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые