Церковное образование и революции 1917 года (продолжение)
Автор @uraloved
До революции одним из важнейших противовесов земским учреждениям были церковно-приходские школы. Массово насаждать их стал еще Александр III. В таких школах основной упор делался не на общие знания, а на религиозное воспитание.
Результатом обучения в такой школе было не появление грамотного специалиста, способного к дальнейшему обучению, а становление послушного, не имеющего своего мнения гражданина, т. е. такого, который и нужен был государству. Выпускник такой школы уже не станет бунтовать, требовать от правительства защиты своих прав. Наоборот, он полностью поддержит существующую власть.
Церковь активно боролось за усиление своего влияния на образование. Для нее это, прежде всего, мощный инструмент по управлению умами и настроениями населения. Возможность распространять свое учение через школу значительно укрепляла положение церкви в обществе.
Результат такого противостояния правительства и церкви с одной стороны и местного самоуправления негативным образом сказался на народном образовании. По развитию школьной сети Россия занимала одно из последних мест среди стран Европы. К началу ХХ века Российская империя в культурном плане оказалась на последних позициях.
Подавляющее большинство по-прежнему оставались безграмотными. 72 % всех жителей (60 % мужчин и 83 % женщин) в возрасте от 9 до 49 лет не знали основ письма и чтения1. Ситуацию не могли исправить даже организованные земством курсы для взрослых.
Большие успехи в области образования были достигнуты органами местного самоуправления в короткий период с февраля 1917 года и до разгона земств и городских дум большевиками в марте 1918 года. С первых дней Февральской революции местное самоуправление по всей стране попыталось поставить, наконец, сферу образования под свой полный контроль.
Подобным образом ситуация обстояла и в Пермской губернии. Стихийная самоорганизация учителей по инициативе земства нашла поддержку у Временного правительства. Начинается создание единой системы управления школой.
Однако законодательно эта инициатива была подкреплена значительно позже. 20 июня 1917 года Временное правительство постановило провести объединение учебных заведений разных ведомств под управлением Министерства Народного просвещения.
Предполагалось, что в губерниях и уездах на органы местного самоуправления будет возложена обязанность по реализации инициатив центральной власти.
Главным достижением стало отделение церкви от школы. Временное правительство своим указом передало в ведение земства церковно-приходские школы. В результате, к примеру, в августе 1917 года земством Кунгура на учет было поставлено 44 церковно-приходские школы. В земское ведение попало все их движимое и недвижимое имущество. Особую ценность составляли книги и учебники (в Кунгуре было получено 4114 книг). Анализ описи литературы, переданной вместе со школой земству, показывает, что, помимо духовной литературы, церковно-приходские школы практически не располагали учебной. Из этого следует, что основной целью такого образования было лишь духовное воспитание, а никак не выпуск грамотного человека, способного к дальнейшему профессиональному обучению.
Окончание следует
Изображения из архивов редакции Истфака, музеев ВГИАМЗ, СОКМ, Пермского краеведческого музея, а так же с лицензией ССО