Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
6 лет назад

Джордж Гордон Байрон - 230 лет со дня рождения (из цикла "След в Истории")

В своих юношеских стихах великий английский поэт Джордж Байрон писал, с грустью вспоминая былую славу своего знатного рода:

От баронов, водивших вассалов на бой
Из Европы в поля Палестины,
Лишь остались гербы да щиты, что порой
Треплет ветр, оглашая равнины.

Он родился лордом, 22 января 1788 г. в Лондоне. На долю его выпал громкий титул, родовой замок и предания о рыцарских традициях его предков. Но рос он и воспитывался матерью в живописном шотландском захолустьи, не зная роскоши и блеска, играя с деревенскими ребятишками и с нежного возраста увлекаясь песнями и преданиями шотландских горцев.

Казалось сама судьба обрекла его на неизгладимые противоречия жизни. Он был знатен,но беден, он был красив, но физический недостаток - хромота - мучил его с детства. Он унаследовал от своих предков честолюбие, горячую кровь, чувство собственного достоинства. Но вместе с тем Байрон был натурой нежной и чуткой. Он болезненно воспринимал всякую ложь и несправедливость, он готов был встать на защиту обиженных и угнетённых, не задумываясь о том, может ли он победить в борьбе за справедливость.

                

Неудивительно, что такой человек, чувствовавший себя на голову выше окружавшего его ханжеского и лицемерного английского общества, неоднократно вступал с этим обществом в конфликт, отстаивая права свободной индивидуальности.

Байрон восставал главным образом против закостенелой морали так называемого высшего света. Во имя правды и справедливости он протестовал против гнёта и насилия, против эксплуатации человека человеком. Однако он не видел тех сил, на которые можно было опереться в борьбе, хотя сочувствовал тяжелому положению народа.

Знаменательно, что Байрон оказался единственным лордом, выступившим в защиту ноттингемских ткачей, когда в Верхней палате, 27 февраля 1812 г., обсуждался билль о смертной казни за разрушение машин. В то время Англия переходила от кустарного производства к машинному. Очутившись перед угрозой голодной смерти, рабочие разрушали фабрики, ломали машины. В ответ на это правительство пыталось узаконить расправу с рабочими при помощи виселиц.

Байрон в своей речи ополчился на лордов:

" Вы называете этих людей " чернью" отчаянной, опасной и невежественной... Ясно ли мы отдаём себе отчет в том, насколько мы обязаны этой черни? Ведь эта чернь работает на ваших полях и прислуживает в ваших домах,она управляет вашими кораблями, из неё избирается ваше войско; оттого именно она-то и дает вам возможность угрожать всему миру, но зато она же, когда пренебрежение её интересами и её бедствиями повергнет её в отчаяние, может и угрожать вам."

И как поэт, он с возмущением говорил:

Не странно ль, что если является в гости
К нам голод и слышится вопль бедняка, -
За ломку машины ломаются кости
И ценятся жизни дешевле чулка?
А если так было, то многие спросят:
Сперва не безумцам ли шею свернуть,
Которые людям, что помощи просят,
Лишь петлю на шее спешат затянуть?

В этой благородной речи Байрона в Палате, обнаружились его революционные порывы, проявилась его ненависть к аристократическому обществу. С одинаковым презрением Байрон отвергал, как феодальное дворянство, так и власть капитализма. Неоднократно в своих поэмах нападал он на банкиров и купцов, от воли которых зависит жизнь миллионов людей и которые " считали в житницах доход, когда стонал в час брани весь народ".

Борьбу я увенчаю ль торжеством,
Не ведаю, - навряд достигну цели;
Но все, что человечество гнетёт,
Всегда во мне противника найдёт!

В начале девятнадцатого века Байрон совершает путешествие на Восток, посещает Испанию, Португалию, затем Албанию, Грецию и внимательно изучает жизнь стран, подвергшихся нашествию Наполеона. В результате этого путешествия в Байроне растёт ненависть против тех, кто игнорирует справедливость и несёт народам оковы рабства.

В 1812 г. появляется первая поэма Байрона " Чайльд-Гарольд", в которой он вдохновенно говорит о гордом протесте народов, борющихся за свою независимость, за свою свободу. Через несколько лет появляются в свет его " Восточные поэмы ". Глубоким сочувствием звучат в этих поэмах строки, обращённые к испанскому народу и его борьбе за своё счастье:

Стране, что жизнь одну лишь им даёт,
Они верны, и гордость вдохновенно
Им кажет путь к свободе...

"Чайльд-Гарольд" и "Восточные поэмы" принесли Байрону огромную славу, но они же вызвали против поэта бешеные нападки всей консервативной Европы. Однако Байрон продолжает сохранять свою верность делу борьбы за свободу и справедливость. Он глубоко верит, что свобода будет завоёвана всеми народами мира. " Кровь будет литься, как вода, а слёзы, как роса, - писал он, - но народы победят в конце концов".

В романе "Дон-Жуан" Байрон показывая современное ему буржуазное общество, разоблачает обман завоевательных войн, в ярких сценах взятия Измаила, показывает ужасы бессмысленного истребления людей во имя мнимого героизма. Он признает только одну войну - войну против тирании и за национальное освобождение. Гениальный создатель бессмертных образов Чайльд-Гарольда, Дон-Жуана, Манфреда, Каина, Байрон являлся великим романтиком, реалистом и сатириком, умевшим увидеть окружавшую его действительность.

В январе 1815 г. Байрон обвенчался с Анной Изабеллой Милбенк, которой впервые делал предложение ещё в 1813 г., но оно тогда было отвергнуто. В декабре у них родилась дочь, а уже через месяц жена оставила его и уехала в имение отца. А ещё через месяц они развелись...

С 1816 г. Байрон вынужден был жить в изгнании. Он бежал со своей родины в добровольную эмиграцию и жил то в Италии, то на Востоке.

Но где бы он не искал успокоения и удовольствия - под голубым небом Венеции и Пизы, среди классических руин Греции, на Мальте или у тихих вод Женевского озера, - он не забывал нужд своего народа и рисовал отвратительные картины английского общества.

В одном из писем Байрон говорит:

Если человек не может бороться за свободу своей родной страны, пусть добывает он вольность иному народу; пусть становится на защиту свободы, где только может.

Живя в Италии, Байрон видел, как австрийцы, папский Рим и Бурбоны угнетают народ, - и он вступил в тайное общество карбонариев ( " угольщиков") и поддерживал их материально и морально.

Байрон перед отъездом за границу продал своё имение Ньюстед и эти деньги дали возможность жить безбедно.

Байрон в Италии связывается с неаполитанскими повстанцами, ведёт агитацию в Романье, заготовляет оружие и в то же время пишет острый сатирический памфлет " пророчество Данте", в котором обличает многочисленных тиранов, поработивших страну. Недаром один из полицейских агентов в своём донесении пишет, что " если бы безумие Байрона не было общепризнано, он заслуживал бы совместного надзора всех полиций Европы".

Движение карбонариев терпит крах, и это повергает в отчаяние Байрона. Но вскоро поэт-революционер переносит своё внимание из Италии на Грецию, где начинается восстание против турецкого ига.

В начале 1823 г. Байрон решил присоединиться к  борьбе греков  и стал душою этого восстания.

Для того, чтобы отправиться в эту " греческую экспедицию", от него потребовалась коренная ломка жизни, разрыв с Италией, с сердечными привязанностями, - но Байрон пожертвовал всем для дела, которому беззаветно отдался. Он писал:

Во всём мире настала борьба против тиранов, - могу ли я уклоняться от нее? Жатва созрела - могу ли я промедлить с работой жнеца? Каждый день раздаётся трубный призыв и будит отзвук в моем сердце.

          

Он старался примерить враждующих между собой партизанских вождей, ликвидировать несогласие между греческими войсками и иностранными волонтёрами, организовать воинскую дисциплину.

В красном военном мундире Байрон объезжал позиции, дыша испарениями болотистой низины Мисолонги, подвергая себя опасности заболеть.

Он проявлял большие способности организатора и полководца. Он восставал против ненужных жестокостей и отослал турецкому паше больных пленных с письмом, в котором говорилось: " Когда вопрос касается человечности, для меня нет различия между греками и турками".

Не на поле брани пришлось пасть Байрону. Он умер от изнурительной лихорадки, 19 апреля 1824 г., и повстанцы горько оплакивали умершего вождя. Гроб с набальзамированным телом был покрыт черным плащом, на который возложили шлем, саблю и лавровый венок.

Как лучшему своему другу и мужественному борцу отдал ему воинские почести греческий народ. Этот момент замечательно описал поэт Рылеев:

Рыдая, вокруг его кипит
Толпа шумящего народа -
Как будто в гробе там свобода
Воскресшей Греции лежит..
.

Вдали от родины, которую Байрон ненавидел и любил одновременно, в 36-летнем возрасте, он был сражен смертельной болезнью. А в Лондоне, куда его тело перевезли по волнам океана, начались "загробные муки". Интриги духовенства, козни великосветского общества привели к тому, что гроб с прахом поэта сперва пролежал в доках под Лондоном, потом десять дней в чьей-то частной квартире и, наконец, был погребён в скромной приходской церкви близ Ньюстеда.

В нашем сознании есть как бы два Байрона. Один - меланхолический мечтатель, индивидуалист, разочарованный в жизни и в людях, " лишний человек ", герой-одиночка, чувствующий себя выше того круга, в котором он был обречен вращаться. И есть второй Байрон - борец за дело справедливости, гуманист, осуждающий общественную неправду, разоблачающий современное ему общество и осуждающий пороки своего класса.

Автор:@tata-ovsyanik

Изображения с лицензией ссо

1
10.201 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые