Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
7 лет назад

Философический Наив 4 . Мироздание как философско-историческая идея


https://cdn.promodj.com

… Пытаясь писать о философии, считаю обязанным изложить своё мировидение, воспитанное на отрывочных представлениях, как о научных доктринах, так и религиозных и метафизических догматах. Необходимость изложения на бумагу своих видений так же интересна для будущего определения эволюции собственных установок по мере обогащения информацией. Из сегодняшнего понимания мироздания произрастает всё моё поведение, формируются оценки, как истории, так и моральных догм, этических правил, эстетических канонов.

Поразительно для меня то, что мыслительное представление разительно отличается от наносимых на бумагу текстов. Логические схемы в голове кажутся более упрощенными, как бы видимыми в объёме, краткие же, казалось-бы формулы, при перенесении на бумагу обретают излишне стилизованную, раздутую форму, воспринимаются при последующем прочтении мною как снобистские, претендующие на наукообразность. При этом, поверьте, я не тешу себя иллюзиями о своей литературной одарённости. Сам процесс писательства раздваивает меня, мучает неспособностью к полноценному изложению ощущений, оттенков мыслимых образов. В той же, если не в худшей степени сложно передать собственное мировидение и в разговорной форме, так как только избыточность импровизаций в неопределимом множестве изложений одной и той же темы способна, в совокупности, сформировать в голове слушателя картинку, подобную моим умопостроениям. Попробуйте слепому от рождения рассказать о свете и видении предметов и окружающего мира. Ни один из множества рассказов не даст ему представления, адекватного ощущениям зрячего. Однако, в результате объяснений слепец сформирует некое представление о способности видеть, и оно будет в определениях вполне сопоставимо с нашими рассказами. Так же точно, каждый из нас не может передавать друг другу полноту собственных ощущений и представлений. Попробуйте объяснить, что такое любовь. Вот и у меня непосильная задача продемонстрировать наиболее представимо мироздание, сотканное по канве мироощущения нитками миропредставления иголкой мировосприятия.

НИЧТО

Во-первых, определимся, что я подразумеваю под термином “Мир”. Короткая формула: Мир - бесконечное множество конечных величин, связанных между собой умопостигаемыми закономерностями, объёмно представимое как пространственно неограничимая

субстанция, имеющая разумный смысл, вне человеческих оценок, в каждой последовательности взаимосвязей, бесконечно меняющая своё состояние путём преобразования качественных характеристик каждой конечной величины во временных и пространственных градациях. В качестве примитивного примера предлагаю вернуться к моему определению Идеи идей: Мир состоит из идей. Мир создан идеями. Сам Мир - Идея идей. Его можно представить в виде аквариума беспредельной ёмкости, заполненного соответствующим количеством шаров - идей. Мало того, что сам аквариум, как и его содержимое, являются идеями, так и их сумма, есть идея. Взаимосвязь двух шаров - идея. Как прямая, так и любая изогнутая, как вертикальная, так и устремлённая в любом мыслимом направлении цепочка шаров - суть идеи. Любой срез аквариума - идея. Любой разрез любого шара - идея. Шары могут бесконечно расширяться, вбирая в себя прочие, бесконечно сжиматься, становясь частью любого из прочих.

Впрочем, только примитивными аналогиями можно пытаться представить мироздание, только через образы традиционно признанных символов доступен Лик Мира. Чтобы лепить мироздание, следует наносить слой за слоем схемы и логические цепи на субстанцию-Абсолют - Ничто, начиная с первоэлементов, затем из этих первоэлементов составлять первоконструкции, из которых - всё усложняющиеся модули конструкций, чтобы в конце концов отстраниться от получившейся “капусты” и взглянуть на неё как на самоценную субстанцию. Вспомним уэллсовского человека-невидимку. Без одежды он ничто. Но стоит надеть одну лишь перчатку, как воображение сразу же пририсовывает к ней контуры человеческой фигуры, далее, простите за подробность, после облачения в трусы, фигура обретает половую принадлежность, и, лишь после нанесения грима на лицо, становится индивидуально узнаваемой, но всё же не реальной, так как ей не хватает естественного цвета кожи, глаз, волос, то есть всего того, что является натуральным. И до тех пор, пока нет всей совокупности натуральных составляющих, облачённый и видимый невидимка останется образом - подобием оригинала - человека, хотя парадокс в том, что оригинал присутствует в образе, и обладает всем комплексом личностных начал.

Изначальной темой в познании Мира всегда был вопрос о субстанциональной сути - первоэлементах его. Земля, воздух и вода, стихии, идеи, атомы, энергия и информация претендовали на право быть первичными, учёные постигали начала через деление ранее казалось бы неделимых составляющих. Оборотной стороной того же поиска начал стала астрономия, постигавшая мироздание через глобализацию представлений о космосе и его составных частях. Итогом походов вширь и вглубь стали теории микро и макро космов - космосов, то есть в сравнении возникли неизбежные аналогии, побуждающие к выводам об однородности обоих постижимых ныне крайностей, различие которых заключено лишь в размерах. Менее всего хотелось бы углубляться в физические и астрофизические разглагольствования, понимая свою некомпетентность в данной проблематике. Однако воображение рисует мою модель мироздания через наукообразные категории, ничем иным рисовать её я не способен, так что, предвкушая всесторонний скепсис, всё же, ничтоже сумняшеся, приглашаю тебя, о Читатель, в свои наивные рассуждения.

Начнём с космических масштабов. Знакомые мне космические построения всегда облекались в шарообразные или дискообразные формы. Это и понятно, ведь сфера и окружность наиболее близки к идеальным конструкциям, обладают потребными характеристиками абсолюта: бесконечностью и конечностью, равноудалённостью границ от центра, делимостью и самодостаточностью. Шары звёзд окружены шарами планет, звёздные системы сферичны, из звёздных систем состоят вращающиеся в центробежном движении галактики, образующие в свою очередь дискообразную вселенную. Звёзды, планеты, галактики, вселенные, вращаясь в стихиях центробежных и центростремительных сил, имея разные вес и скорость, перемещяются относительно друг друга, образуя вселенское Диво, разноцветно бросающееся энергиями, - видимым и невидимым светом - лучами, в свою очередь мчащимися сквозь времена и пространства, греющими, возбуждающими, уничтожающими и создающими: тепло и свет, цвет и форму, материю и сознание. Мы тешим себя домыслами о видении света, но видим лишь продукт его - цвет и форму материальных сгустков, сквозь которые свет - энергетические лучи пролетают, возбуждая отраженную, вторичную волну лучей, достигающую сетчатки глаз, чтобы вновь возбудить её структуру, результатом чего станет лучевой импульс в центры нервной системы, дающий мозгу энергетический заряд - образ видения. То бишь энергия, преобразуясь из одного качественного состояния в другое, используя для преобразований окружающую среду, создаёт образы природных тел. Энергетический возбудитель - единичная фаза процесса преобразования материальных тел, обладает непостижимой нашему ощущению скоростью изменения материального состояния одного или двух целостных тел через деление, слияние или деформирование - равной или большей скорости света. Мы не можем преодолеть скоростной барьер света, так как за ним возникает иное время и пространство, в другой градации созидающее и меняющее материю, и это уже другое состояние Мира, в котором существует иной энергетический возбудитель, имеющий свой скоростной диапазон, непреодолимый для данного состояния Мира.

Столь сложным языком я пытаюсь показать, что тело как видимая, или как-то иначе ощутимая нами величина, обретя скорость перемещения, равную световой, одномоментно перестаёт существовать в своём образе, теряя ранее существовавшие взаимосвязи, и, самое главное, временные характеристики. Это состояние можно представить через процесс столкновения двух шаров. Каждый из них имеет в нашем пространстве ощутимую скорость перемещения, но сам момент их столкновения не поддаётся временному исчислению, он просто отсутствует в привычном для нас времени. Тем не менее, результатом некой временной зависимости, точнее суммы скоростей перемещения шаров с моментом их столкновения, становится последующая реакция, взаимное изменение скорости и векторов перемещения шаров в пространстве, которые в свою очередь зависят ещё и от массы столкнувшихся тел. Теперь попробуем представить, что неопределённое количество шаров неопределённых размеров и массы, последовательно прижатые друг к другу, получат извне удар по первому в последовательности шару. При этом мы должны сознавать, что шары прижаты друг к другу так плотно, что не имеют времени к перемещению вне соприкосновения. В результате, ответная на удар по первому шару реакция последнего в цепочке шара произойдёт через непостижимо короткое время, возможно равное скорости света или большей. В то же время мы считаем, что ничто другое в пространстве не перемещалось. Для полноты представления опустим предположения о плотности шаров и её влиянии на скорость цепной реакции. Тогда каждый из шаров, кроме последнего, вообще не изменит положения в пространстве, то есть, останется неподвижным. Но если они неподвижны, то что же заставило крайний шар среагировать на удар по первому? Наиболее стандартный ответ - произошла энергетическая реакция между шарами. Но ведь они неподвижны относительно друг друга. Я бы определил это состояние как появление, в момент удара, нового материально единого тела - суммы шаров, через период реакции распавшегося на две части: последний шар и сумму оставшихся шаров. И только обратное воздействие последнего шара способно разорвать на отдельные шары сумму оставшихся шаров. Приведённая аналогия хорошо известна в виде детской игрушки из нескольких подвешенных металлических шариков, соприкасающихся друг с другом. Каждый может попробовать представить себе энергетический возбудитель воочию через игру с шарами.

Нам известно, что свет распространяется по космосу в нашем понимании почти бесконечно долго. Пытаясь же постигнуть для себя абсолютное Ничто, а только в нём брошенное с определённой скоростью тело может двигаться не теряя ни скорости, ни стартового состояния, я становлюсь в тупик, ибо зная о преобладании в космосе вакуума - Ничто, обретаю убеждение, что материальные субстанции в нём обречены на распад до полного заполнения Ничто своими останками. Ничто нет и Ничто есть, оба понимания не противоречат друг другу только в том случае, если Ничто есть обратная энергетическому возбудителю величина, то есть неизменное состояние материи. Если энергетический возбудитель (далее по тексту, для удобства восприятия, я буду величать его Возмутителем, ведь ассоциация с “возмутителем спокойствия” здесь вполне уместна) - первооснова изменяемости среды и материи, непостижимая в силу временных характеристик, то период неизменяемости среды не может быть ощущаемой величиной, ибо лишён чувственных характеристик. В то же время, Ничто не менее материально, чем изменяющаяся, энергетическая материя. Проще представить себе Ничто в виде питательного раствора в чашке Петри, неизменного в своём состоянии до помещения в него биологического объекта, питающегося раствором и отдающего раствору отходы своей жизнедеятельности, и в результате, благодаря именно раствору, растущего, изменяющего своё состояние. Точно также, в статическом состоянии стекло для нас неощутимо до момента изменения светового потока, соприкосновения с ним сторонних предметов или нервных окончаний нашего тела. Каждый наверняка сталкивался с мыслью об отсутствии в оконной раме стёкол, в момент хорошей видимости находящегося за ним пейзажа, и, для того, чтобы рассеять сомнение, изменял угол зрения на окно до момента появления на стекле светового блика. Я уровнял вакуум с Ничто только благодаря традиции и признанному за вакуумом отсутствию присущих известной нам материи свойств. В то же время к Ничто можно отнести гораздо больший спектр явлений, в частности всё, что находится вне охвата нашим сознанием: забытое, непознанное, будущее, т.е. всё, что не имеет идентификационных черт. Ничто - материя-невидимка, не опознаваемая до проявления её идентификационных свойств. Ничто также существует вне времени. Литературным воплощением Ничто стал человек-невидимка. Религия и традиция ставили в основу мироздания Бога и Дьявола, т.е. статичность и возмущение, две непостижимые величины, созидающие и изменяющие природу. Ведь если признать, что Бог всемогущ и создал некогда совершенный Мир - Вселенную, то чем же обусловлено изменение и иррациональные начала природы - Дьяволом? Но если Бог всемогущ, то почему жив ещё Дьявол? Если Бог сильнее Дьявола, то, как тот может нарушать стабильность Вселенной? Что есть стабильная Вселенная без дьявольских возмущений совершенных начал и последующих созидательных действий Бога?

Полагаю, полная стабильность - воплощение абсолютного Ничто. Здесь уместны соображения Тойнби: “...можно сказать, что импульс или мотив, который заставляет совершенное

состояние Инь перейти в стадию деятельности Ян, исходит от вмешательства Дьявола в божественную Вселенную. Событие это лучше всего может быть описано в мифологических образах, потому что при переводе на язык логики начинают проявляться противоречия. Если следовать логике, то при совершенстве божественной Вселенной Дьявол не может находиться за её пределами; между тем, если Дьявол существует, совершенство, которое он намерен нарушить, заведомо неполно вследствие самого факта существования Дьявола. Это логическое противоречие, которое не может быть разрешено логическими средствами...” *. К сожалению, Тойнби всё же опускается до алогичного утверждения проигрышности деяний Дьявола. Я же предполагаю, что образное деление созидательного и разрушительного начал на Бога и Дьявола иллюстрирует их вездесущность и равноценность, и, если Бог, однажды, Ничто (себя самого) обратил в идеальную всецелостность, то Дьявол, будучи извечным Возмутителем, лишь низвёл идеал в реальность, благодаря дьявольской неугомонности обречённую на изменчивость. Дьявол вводит в Мироздание фактор времени, без которого Всё - Ничто.

Проще представить Ничто сырьём, а Возмутителя - инструментом, в результате постоянного взаимодействия которых во времени существует Мироздание. Из сырья строятся конструкции (назовём их условно звёздными системами), в свою очередь становящиеся сырьём для построения более сложных конструкций (условно обозначаемых как галактики) посредством того же инструмента. На галактики требуется больше времени. Если предположить, что при создании, как из сырья звёздных систем, так и из звёздных систем галактик, получились внешне одинаковые построения, отличающиеся друг от друга лишь масштабом, то два временных режима, использованных для построения, являются не только частью целого по отношению друг к другу, но и разными по масштабу и применительным свойствам. Подразделив в масштабах конструкции и присущие им временные режимы, мы получим равноценные и самодостаточные модели, оснащённые автономными Временем и Пространством. Представив конструкции раздельно друг от друга, предположим, что они абсолютно одинаково меняются. Используя отвлечённый от обоих конструкций хронометраж, мы убедимся, что звёздные системы меняются быстрее, чем галактики. Но, конструкции одинаковы, и, используя внутреннее для каждой из них время, мы, при нахождении поочерёдно внутри любой из них, будем видеть абсолютно одинаковые процессы. Что же получается? Время абсолютно для нас только в принятой нами форме, однако оно имеет различное, вольно избранное для исследования градационное деление, в зависимости от среза материально-пространственной среды.

Раздвинем вширь наш кругозор и представим галактики внешне неделимыми образованиями. Мы перестанем видеть звёздные системы. Свет от конкретной звезды также перестанет восприниматься, перед нами будет лишь галактическое тело, светящееся общим ореолом. Попробуем представить миллион лет равным одной секунде в масштабе галактическом. Изменения внутри звёздных систем станут просто непостижимо короткими. Но более ужасным станет то, что световое восприятие обладателя нового временного масштаба изменится настолько, что он перестанет видеть привычный нам свет. Для него просто не будет этого света. Гораздо более крупные тела станут свето-энерго носителями. Но если не станет света, если длящиеся для нас почти бесконечно события обернутся мгновениями, то как тогда можно будет познавать мир, привычно столь мизерный, как, например, молекулярный срез мироздания и изменения в нём. Колосс с галактическими органами восприятия не сможет регистрировать их, хотя в совокупности всех жизненных условий будет сам продуктом происходящих на молекулярном уровне преобразований. Галактическое тело, без привычного света, вероятно, приобретёт серый цвет, а в силу огромной скорости внутренних преобразований - ощутимую плотность и чётко определимые контуры. Межгалактическое пространство, не лишённое передвигающихся в нём тел или систем, равных или меньших размеров, чем звёздные системы, останется чёрным и представимым как вакуум. Нагромождения галактических тел, разноудалённых друг от друга, в силу неодинаковых веса, плотности и скорости передвижения, в хаотическом, казалось бы, танце, образуют различные конструкции, в том числе геометрически стройные, гармоничные. Напряжённость тел неодинакова, обладает разнополюсностью, в результате чего частицы тел при соприкосновении перемещаются из одного тела в другое, тела растут и уменьшаются, поглощают соседей и поглощаются сами. Гармоничные конструкции, в силу упорядоченного строения несут в себе информацию о применимости к ним простейших арифметических и геометрических законов, существующих в природе вне зависимости от человеческих открытий (не правда ли?). Как известно, прозрачные кристаллы, благодаря конструкции, преломляют лучи в жёстко определенных направлениях. Так и гармонические конструкции, отражая свето-энерго носители, передают информацию от себя другим, упорядоченные лучевые импульсы, при столкновении с себе подобными, иногда резонируют,

взрывая или, наоборот, спекая друг с другом попадающиеся на пути тела. Новообразования, под действием “законопослушных” информационных импульсов сами обретают гармоничную форму, в общем хаосе возникают и существуют определённое время как передатчики, так и приёмники информации - лучевых, упорядоченных импульсов.

Стоп! Куда это меня понесло? Не слишком ли узнаваемую картину рисует моё воображение? Чувствуешь, Читатель!? Конечно же знакомо. И в первую очередь на память приходит молекулярная среда. Молекулы разной формы, хаотические и гармонические. Атомы с ядрами и окружающими их в орбитальном вращении электронами, в свою очередь меняющими своих “ядрёных” хозяев, или срывающимися в свободный полёт в поисках пристанищ. Протоны и позитроны, кванты энергии, магнитные поля, плюсы и минусы, иное время и пространство . . .

Низвергнувшись из космоса в незримое ничто,

В столь малом обозрим такой же космос.

Привычный свет преобразится,

Смоль вакуума брызнет россыпью комет,

Больших и малых тел,

Промеж которых - та же чернота.

А Время всё течёт, и медленно и быстро,

Меняя беспрестанно облик Мира.

Где нет в конце концов конца,

Как, впрочем, не найти начала,

Хотя границ не счесть.

Автор @sterh

8
71.791 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (16)
Сортировать по:
Сначала старые