Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
7 лет назад

ФИЛОСОФИЧЕСКИЙ НАИВ. Мироздание как философско-историческая идея (V).

https://mir-s3-cdn-cf.behance.net

"ИСТОРИОСОФИЯ - философия истории, претендующая на целостное познание исторического процесса в свете раскрытия в нем первоначал бытия и метаисторического смысла."
http://ponjatija.ru/node/227

Пора начинать философско-исторические разглагольствования, иначе меня пристегнут к стану наивных астрономов или геометров. А ларчик просто открывается. Астрономическая и геометрическая вставки отражают, на мой взгляд, ряд триединых зависимостей, характерных для всех областей человеческих знаний и занятий. Но что есть человеческая деятельность как не предмет философско-исторических исследований?

Что есть История для исследователя? Набор фактов на последовательной хронологической шкале в интерпретации современных исследователю представлений о каждом из них; цепь логических соответствий, построенных из набора полученных сведений путём наложения их друг на друга; и, наконец, поиск степени воздействия каждого факта на современность и будущее. Как видите, даже определение Истории получилось у меня триединым. Но разве я не прав? Историки уже давно поделили сферу приложения своих усилий на:

составление хронологической шкалы исторических событий - скелета Истории, на который из фактологических обобщений и домыслов наращивается «мышечная» масса, удерживающая, вместе с костьми-фактами набор жизненно-важных органов - внутриисторических наук, координирует которые философия истории;

поиск логических цепей из фактов, послуживших причинами происхождения исторических событий, самих событий и последствий, ими вызванных;

определение степени воздействия исторических событий. на современные общественные устои и этнические ментальности, а также влияние их на обозримое будущее.

Археологические и архивные находки располагаются на хронологической шкале, чтобы затем, в совокупности с прочими реликтами, послужить инструментом в определении картин прошлого. И совсем не важно, правильно упакованы находки, или, как в любой головоломке, изначально перемешанные, cложены историками в некую правдоподобную мозаику. В сложившейся хронологической традиции, неверно уложенные в хронологическую цепь, факты определяют логику исторических поисков, провоцируя разрастание «раковых» опухолей, тянущихся метастазами в далёкое будущее, диктуют общественное развитие, задавая определённые исторические ритмы, такие как «спиралевидная модель исторического развития» или эсхатологические (апокалиптические) ожидания. С позиций последующих поколений традиционная история гораздо правдивей, чем реально происходившие некогда события, ибо именно написанное прошлое создавало будущие общественные порядки и человеческие ментальности (ментальность, в моём понимании, это система реакций людей определённого общества в данную эпоху на окружающую их среду). Человеческие качества мы фильтруем через соотнесение их с архетипами исторических представлений о предках (прозвища «неандерталец», «абориген», «дон жуан», «дон кихот», «франт» и тому подобные, - наглядный продукт нашего исторического образования).

Можно сколько угодно твердить о наличии на Земле внеисторических этносов, как, например, индийского или «восточного», если хотите. Однако, если им свойственно, как и европейцам, помнить о прошлом, пусть даже недалёком, то вне истории, то бишь памяти, им существовать не дано. Так что, какое бы человеческое общество мы не брали для изучения присущих ему канонов мировидения, оно выпестовано в исторической традиции, последовательно наслаивавшей на языческую основу всё более изощрённые слои представлений о Мироздании. Представление же это, периодически, из эфемерного чувствования костенело в догматический канон, размываемый затем свежими исканиями лишь для того, чтобы вновь затвердеть в тигле традиции. Образуется исторически последовательная цепь состояний человеческого знания о Мире. И свойства этой цепи аналогичны вышеозначенным аналогиям. ТриО, составляющие их, подчинены единым законам, имеют общую природу. Эти триединые зависимости имеют многосложную цепную форму, условно представимую в виде:

Приведённая схема может иметь множество аналогий (достаточно менять формулировки цифровых обозначений), ограничусь двумя.

А. Хронологическая.

Разрез горизонтального кольца первичного факта Истории – Дата.

Вертикальное кольцо 1-го уровня – Сутки.

Вертикальное кольцо 2-го уровня – Месяц

Вертикальное кольцо 3-го уровня – Год.

Вертикальное кольцо 4-го уровня – Век.

Точкой преткновения в исторических поисках остаётся дата события, привязка к которой становится порой самоцелью в доказательных построениях. Примером тому «скалигеровская» хронология, в которой, даже неоднозначно определённые события, такие, как, например, день рождения Христа или дата начала Троянской войны, привязаны к конкретным датам,. от которых проложены глобальные исторические последовательности. И если представить даты этакими кольцами на плоскости, выстроенными в линейку в доступное прошлое и необозримое будущее, то между этими кольцами можно проследить связи, одномоментно включающие ТриО из двух изучаемых дат и логической зависимости – перехода между ними. Кратчайшей связью между близлежащими датами будут сутки – равнозначная дате величина, одноразмерное с ней кольцо, но рассматриваемое в иной плоскости, в чисто временных характеристиках. Именно поэтому, по отношению к дате-кольцу, я называю временные переходы вертикальными кольцами присущих им цепей. Традиционная западная хронология градуировала Время в промежутки, к которым привязываются все исторические события. Таковыми, помимо суток числятся месяцы, годы, века, тысячелетия. Но в привязке к реальной дате, эти промежутки, противоположным концом обязательно упираются в конкретную дату. И без таковой привязки бессмыслен сам временной делитель Истории. Эталонная, ныне, хронология привязана к умозрительной дате рождества Христова, И потому, обусловленный традицией счёт в моменты приближения к различным юбилеям Начала, действует как стимулятор общественных поступков, оказывающих существенное влияние на предстоящие этапы хронологической шкалы. Так, именно к Рождеству Христову привязано празднование Нового Года. Но если представить, что Христос явился Миру летом, то ежегодные новогодние празднества существенно изменили бы традицию, и, вероятно, вместо ёлки, северные христиане имитировали бы пальмовые ветви, например, лопухами. И я вовсе не ёрничаю. Пожалуй, благодаря отсутствию жёсткой привязки к хронологическим шкалам, индийская традиция создала столь размытое представление людей о собственном прошлом, чем вызвала неприятие европейцами историчности поведения индусов. Наиболее наглядно человеческая зависимость от хрономагии видна нам в преддверии ХХI века. Часы, компьютеры, системы информации и связи, настроения людей столь сильно зависимы от предстоящего «рубикона», что его, с натяжкой конечно, можно назвать мини Апокалипсисом. Сегодня уже неважно, правильно ли определена церковью и её историками дата рождения Христа. Гораздо значимее понимание того, что канонизация точки отсчёта Времён приобрела характер общемировой величины, последствия использования которой, полагаю, уже необратимы. Вряд ли когда нибудь произойдёт смена эроисчисления. Попытки в отдельно взятой стране ввести новое счисление лет, как например в Северной Корее, обречено на забвение и осмеяние в будущность сквозной информатизации Гомосферы (области бытия, включающей всех, без исключения, людей Земли). Потуги учёных к уточнению даты Рождества, даже в случае удачи, уже не изменят циклический ритм движителя Истории – счёт от 1-го года. Сенсация станет локальной, не вызвав цепной реакции в светском мире.

Вернёмся к нашей схеме и рассмотрим иную аналогию, привязанную к тем же датам, но с иной формой переходов-колец:

Б. Событийная.

Разрез горизонтального кольца – Событие;

Вертикальное кольцо 1-го уровня – причинно- следственная связь, непосредственно связанная с Событием;

Вертикальное кольцо 2-го уровня – вторичная связь с Событием;

4,5. Удалённые или косвенные связи с Событием.

Любое, исследуемое историками, событие, привязано к дате, хотя бы началом, и этим оно всегда связано с хронологическим сознанием. Событие, внутри истории, не может быть автономным, только во взаимосвязи с другими оно достойно рассмотрения, и главное, определения значимости среди других. Но, признав величину, необходимо осознать и источник, её предопределивший. Разбираясь в предшествующих событию явлениях, историк снова расставляет их по приоритетности, как правило, объединяя равнозначные в единую причинную связь с событием. В итоге образуются триединые разноуровневые связи, разноудалённые как по времени, так и по участию в событии. Такова истинная суть Истории. Цепная зависимость Бытия человеческого и общественного от предшествующих событий предопределяет Будущее. И будущность напрямую зависит не только от непосредственно предшествующего ей настоящего, но и от каждого, в той или иной степени известного и оцененного факта из прошлого. Тогда возникает необходимость в квалификации событий по их степени влияния на ту или иную сферу

человеческого бытия. Изменив направление поиска до наоборот, по отношению к любому событию, мы получим зеркальную цепную перспективу разнокалиберных «эхо» данного события. Так, антропологические исследования, раскладывая на исторической ретроспективе состояния человекообразующих форм, получают цепочку факторов, меняющих человеческую природу, и неизбежно провоцируют аппетит к предположениям о перспективе человеческих видоизменений. Возникающая «связь времён» преследует все человеческие деяния, пестуя ценностность бытия и достижений, ваяя из разноликости и весомости прошедшего, но не канувшего в лету, каноны красоты, гармонии, морали и нравственности. Ведь именно они определяют будущность, антонимы их деструктивны, обращены своими проявлениями в небытие, хаос и смерть.

Событийная цепь, словно качели, поочерёдно клонит нас то в прошлое, то в будущее, часто меняя амплитуду колебаний, порой заносит в запредельную историю, то есть внечеловеческую, не только включающую в себя все прошлые и будущие земные превращения, но и охватывающую все, без исключения, познания человечества. Именно как свод человеческих познаний, я принимаю Историю. И неограниченность кругозора, отсутствие шор и табу, привилегия именно философии истории.

Разрывая же границы сфер познания, мы обретаем целостность мироощущений, освобождаем в себе созидательное начало, способное воздвигать модель Мироздания из наших представлений, образованных постигнутыми знаниями. Возникает философско-историческая идея – венец доступного нашему сознанию Мира. Действительно, перебирая эпохи, как чётки на хронологической бечеве, в каждой из них мы находим всеобъемлющие утопии, объясняющие зевакам тайны Мира. Я силюсь бежать утопических иддилий, скромно гранича собственный апломб попыткой объяснения причин их возникновения.

Покуда человеки мы,

Мир познаваться будет нами

Сквозь призму исторических доктрин,

Ваяемых пытливыми умами

Из найденных и выдуманных истин;

Доколе грезим мы всезнанием,

Бытует

Вспыльчивая дочь познания –

Сама Идея Мироздания!

На исторической цепи, как на лозе гроздья винограда, виснут и зреют в лучах «звезды по имени Мысль» знания об окружающей природе, облечённые в формы познанных и неопознанных предметов и явлений. И каждый элемент цепи является началом и концом иных цепей, в мыслимых и немыслимых направлениях познания, устремляющихся в бесконечность, переплетающихся в пространстве и во времени, как, впрочем, и вне их.

Дальше будет следующая глава «Теория хаотических гармоник»

Ваш @sterh

0
217.467 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые