«Иисус Христос-суперзвезда» - рок-опера 70-х и Булгаков «Мастер и Маргарита» (из цикла "История Рока")
Бывают в жизни культурные потрясения – фильмы, книги, музыка. Что-то такое щелкает в тебе, и ты влюбляешься на всю в жизнь в «это».
У меня таких событий было несколько, но два сошлись в одно время – рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса ««Иисус Христос-суперзвезда» и «Мастер и Маргарита» Булгакова. Мне было 16, время метаний-исканий, и тут – сначала книга, потом музыка запали в самую душу, да еще и тема есть общая – жизнь Христа. Мне, выросшей в атеистической семье (дедушка-старый большевик и коммунист, родители-шестидесятники), почти не известна была эта история. Что-то, конечно попадалось у любимого мною Достоевского, но, поскольку, было непонятно и скучно, пролистывалось.
И тут Булгаков поведал эту историю - рассказал о человеке, пострадавшем за людей и свои идеалы. Что-то стала понимать, хотя больше меня, конечно, захватила история любви Мастера и Маргариты, что вполне понятно в 16 лет. Книгу долго не могла выпустить из рук, перечитывала любимые места. Текст звучал, как музыка: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовало его на свете…», – торжественно, медленно потекли слова и предложения, которые до этого игриво резвились в устах Коровьева и Воланда. Это завораживало.
И вдруг, музыка, на эту же тему. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», написанная Уэббером и Райсом в 1970 году, которая является хитом до сих пор, ставится на многих сценах мира.
Начало – увертюра – магическая, втягивающая в себя, торжественная и зловещая, соответствовала тексту Булгакова! Тот же настрой, та же тональность – потрясение!
Что это? О чем? Не зная английского, не поймешь ( в школе, как назло, немецкий). Достали с подругой подстрочник, сценарий, чтобы понимать где, кто и про что поет. Музыка сносит крышу, не отпускает, звучит в голове, хочется слушать вновь и вновь удивительную арию Христа, сцену в храме, арию Магдалины…Снова и снова переживать до слез за героев этой истории. Образ Иуды – тоже один из сильнейших, не такой, как у Булгакова. Страдание не меньшее.
Все сплетается в комок чувств, эмоции нарастают… Герои – живые люди – размышляют, мучаются, спорят. Слушаю каждый день, не могу дождаться, когда закончатся уроки. Дедушка заходит в комнату : «Что это за крики, ужас какой-то, и это – музыка?!» Он не понимает, что это – про боль и жестокость, говорю : «Когда человека бьют, он же не радуется, он кричит и плачет! Это в опере – стоят смирно и поют, а здесь по-другому, как в жизни!»
Почему это трогало и трогает каждый раз? Вечный сюжет о любви, предательстве, «кровь, пот и слезы», страдание и боль, высокая духовность и низменность толпы – все это вызывает сильнейший взрыв эмоций, лавину мыслей… Потом я увидела фильм-мюзикл, снятый в 1973 году в Израиле, в местах, где происходили эти события. Фильм понравился, но то, давнее впечатление, оставалось самым сильным.
Каждый год я перечитываю книгу Булгакова и «переслушиваю» «Христа». Настолько часто звучала у нас дома эта музыка, что сын тоже полюбил ее. Мы вместе сходили на постановку Ленинградского мюзик-холла, которая нас не разочаровала. Сидя в темном зале и наблюдая за молодыми зрителями, на глаза которых наворачивались слезы, я снова вместе с ними возвращалась в свои 16, когда впервые, потрясенная, услышала : «Show me just a little of your omnipresent brain…»