История народной игрушки. Вепская кукла-капустка и другие обереги
С давних времен от Ладоги до Белого моря проживал малочисленный финно-угорский народ – вепсы. Так же упоминавшийся в летописях, как весь или чудь и прославившийся своим необычайно интересным народным творчеством, одним их наиболее известных видов которого является «Вепская кукла» или «Кукла-капустка», что изготавливалась без иглы и ножниц.
Нельзя ее было ни резать, ни колоть. Потому что в нее вкладывалась вся любовь и забота матери. Чтобы жизнь человека была «не резана, не колота». Делали ее в ожидании на свет малыша. Такую куколку укладывали в колыбель, чтобы обжить ее и обогреть, а так же сберечь от дурного глаза детскую постельку.
Когда же малыш появлялся на свет, куколку укладывали рядышком или подвешивали над кроваткой. С просьбой оберегать сон ребенка, произносили такие слова: «Бессонница – сонница, играй с этой куколкой, а не с моим дитяткой». Малыш подрастая, мог играть с ней, пока она не изорвется. После этого куколку сжигали.
Но оберегать ребенка, это было не единственное предназначение куклы-капустки. Она помогала девушкам в поисках достойного жениха. Матери дарили дочерям такую куколку с благословением на замужество. Считалось так же, что «капустка» помогала обзавестись потомством.
Вепская кукла, как и другие мотанки, всегда безлика. Потому что, согласно древним поверьям, в куколку с лицом может вселиться нечистый дух. «Капустка» не единственный оберег, которым пользовались вепсы. С приходом христианства главным оберегом становится нательный крестик. Но языческие традиции все равно сохранялись, дополняя и причудливо переплетаясь с христианскими.
Первый молочный зуб для подрастающего ребенка так же считался оберегом. Малыша считавшегося очень беззащитным перед нечистой силой и старались не оставлять «без глазу». Позже девочкам в кровать ,под подушку помещали игрушечные венички, а мальчикам игрушечные топорики или ножички сложенные крестообразно и молитвы написанные от руки «Святые мощи» и «Честному Кресту».
Начиная с семи лет, к одежде с изнанки прикалывали булавочку. Взрослые мужчины носили в кармане с собой гвоздь для оберега.
На свадьбу молодым давали написанную молитву «Отпуск» для защиты. А на невесту набрасывали рыболовную сеть , а в подол свадебного наряда втыкали иглы . Таким образом, нечистая сила должна была перепутаться в сетях и наколоться на иглы. Жениху иглы прикалывались к поясу. Еще для оберега в правом сапоге жениха под пяткой был рубль. А если
не было рубля, то плоский камень. Новый не ношеный ремень так же считался оберегом. Обереги носили со дня свадьбы еще сорок дней.
А если случалось отправиться в путешествие вепсы брали с собой рукописные дорожные молитвы и пригоршню родной земли. Но самой сильной защитой считался мертвый сушенный крот! В первую мировую воины из этих мест посыпали родной землей бруствер окопа. По некоторым источникам обычай прибивать подкову у входа в дом, так же пошел из этих мест. Так как лошадь здесь почиталась особо, как защитник от нечистого духа и болезней.
Еще один занимательный обычай связан с так называемым «банником». Банник – дух, обитающий в бане. Входя в баню, человек должен был оставить все обереги, даже пояс, который не снимал даже ночью. А так же нательный крестик. Таким образом, обращаясь к корням и показывая «хозяину бани» безграничное доверие. После бани «баннику» не забывали положить гостинцев, а так же оставить мыло и горячую воду.
Еще, очень почитаем вепсами, был «хозяин леса», который мог и навредить, спутав тропинки , и наградить дарами леса. Его задабривали, положив на пенек ягод или грибов.
А для того чтобы задобрить «водяного», отпускали значительную часть улова. Так же одним из сильных рыболовных оберегов была челюсть щуки.
На сегодняшний день вепсов в России чуть более 12-13 тысяч человек. В связи с этим, представители народа всячески пытаются возродить и сохранить забытые традиции.
С уважением @kupava