История одного монаха - Джироламо Савонарола. Часть IV

1497 год вошёл в историю как год костров и анафем. Диктатура морали брала всё новые высоты – роскошь, азартные игры, содомия всё это отдаляет от Господа, а посему недопустимо. Костёр тщеславия (или сожжение «сует») – это сжигание предметов роскоши на городской площади!

Справедливости ради нужно отметить, что Савонарола не был автором этой идеи, однако именно при нём во Флоренции было уничтожено невероятное количество предметов культуры, о которых мы, к сожалению, никогда не узнаем. Есть поэтизированная легенда о том, как купец, прибывший в город, увидев, из каких прекрасных вещей был сложен подготовленный к сожжению костер тщеславия, сказал: «Я покупаю это все!». Купца линчевала толпа.

В том же 1497 году Папа Александр VI отлучил Савонаролу от церкви. Доминиканский монах не согласился с решением Святой Церкви, заявив, что это решение направлено против Бога. Он не признал себя виновным в ереси, и толпа продолжала внимать ему.

Однако толпа и политика это несколько разные категории, а потому и количество его врагов было внушительным. Всё это вместе повлекло череду заговоров. Заговоров было немало, но один эпизод стоит отметить отдельно. В кафедральном соборе Санта Мария дель Фьоре, с трибуны которого монах проповедовал, было решено его взорвать с помощью бомбы. Однако план не был приведён в исполнение, так как заговорщики испугались, что там могут находиться их родственники, и взрыв может погубить невиновных.

Дальше дело закрутилось ещё жёстче. Все просьбы, обращённые к Папе Римскому о снятии с монаха анафемы, упирались в одну, казалось бы, мелочь – Савонарола должен был извиниться. Но с таким характером, как у него, это было попросту невозможно. Да и сам монах решил провести Вселенский собор и низложить Папу.

Но политика Папы строилась не столько на религии, сколько на отношениях Флоренции с Францией. Это был дипломатический тупик – с одной стороны, Франция, предъявлявшая претензии на Неаполь, была как кость в горле у Папы, с другой Савонарола не хотел Римского протектората, так как видел в нём отречение от пути Господнего.

Как я писал ранее, Савонарола не предъявлял претензии к конкретному человеку, он обвинял институт Папы как викария Христа во всех грехах, а Папа руководствовался политическими воззрениями, да и сам Савонарола был лишь человеком, а не республикой в целом. Два церковника не заметили, как религиозные противоречия начали приобретать геополитический оттенок.

И вот на этом месте в отношениях Папы и монаха произошёл перелом. Савонарола стал обвинять конкретного Папу – Александра VI как человека, «живущего против Христа». Он объявил, что если ему, монаху, предстоит стать мучеником, то Папа станет тираном! На то время это было очень тяжёлое обвинение.

Для проверки справедливости его учения было объявлено о том, что Савонарола должен пройти ордалию огнём. Это был заговор, который с одной стороны был инспирирован элитами Флоренции, с другой работал на Рим. Монах-францисканец, доверенное лицо заговорщиков, вызвал его на это испытание.

Толпа последователей монаха ждала чуда – костёр истины подразумевал вмешательство Господа, который должен был не дать сгореть Савонароле и поглотить в пламени его оппонента. Однако Господь это видел иначе – испытание так и не состоялось, поскольку, пока обсуждались детали, пошел дождь. Так публика разочаровалась в доминиканском монахе Савонароле

Монастырь Сан-Марко подвергся атаке солдатами Синьории, Савонарола и еще два монаха были арестованы и брошены в темницу. По инициативе Папы Римского была создана следственная комиссия из семнадцати оппонентов Савонаролы. Как гласит история, его пытали по четырнадцать раз в день, в конце концов, он сознался практически во всех предъявленных ему преступлениях и, как не трудно догадаться, был приговорен к смертной казни. В виду предъявленных обвинений, его тело должно было быть сожжено, дабы еретик не попал на суд Божий.


Казнь Джироламо Савонаролы, автор Филиппо Долчатти (1443 - 1519)

23 мая 1498 года доминиканский монах Джироламо Савонарола был повешен, а его тело предали огню. В этот день закончилась история одного из самых противоречивых людей той эпохи. Мир утратил монаха, который волею судьбы стал политиком. Убежденный христианин и пылкий оратор, он предпринял смелую попытку реализовать идеал Божьего Царства на Земле. Однако его высокая идея не учла одного – невозможно Царство Божье навязать всем, как общественный порядок, каждый человек идет к нему самостоятельно через принятие Христа.


Памятник Савонароле в Ферраре

Тем не менее, уже в XVI веке Джироламо Савонарола был прощен Папами Юлием II, Павлом III и Климентом VIII. В ХХ веке Ватикан признал, что монах прожил свою жизнь как святой и начал процесс причисления его к Лику Святых, который длится по настоящее время.

Автор @sydneyshow


                 

       "Завтра начинается сегодня". Pokupo ищет новых коллег

 


историяistfakvox-populichaos-legionsydneyshow
315
170.635 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
315
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые