Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
6 лет назад

ИСТОРИЯ РУССКОГО РОКА - ВЗЛЁТ И ПАДЕНИЕ «ПОЮЩИХ ГИТАР»

   Это советские первопроходцы, которые первыми стали играть настоящий гитарный биг –бит и сёрф на профессиональной сцене. Я до сих пор не понимаю – как им  это разрешили? Это всё равно, если бы Галичу разрешили выступить в Кремлёвском дворце съездов со своими песнями… 

Но, получается, когда все знают, что что-то нельзя – никто и не пытается. А потом какой-то отчаянный смельчак спрашивает – а с чего это нельзя? – и делает. И ему удаётся. Причём – никому раньше и позже него уже не удаётся. Всё держалось на плечах отца-основателя, Анатолия Васильева. Без него ещё долго мы слушали Пьеху и Кобзона (не скажу, что это плохо, но в стране был полный вакуум в части электрогитарной музыки и все ждали – когда и кто начнёт первым?

Васильев и был тем самым Первым.

                                                 
                                                *** 

Анатолий Васильев любил джаз. Он научился играть на самом модном в начале 50-х джазовом инструменте – саксофоне. Играл в Питере в разных составах, даже организовал свой небольшой коллектив. Потом его пригласил Александр Броневицкий в свою «Дружбу». А потом он услышал новую музыку – биг-бит, и его покорило звучание нового инструмента – электрогитары. Он буквально заболел гитарой, и стал усиленно изучать этот инструмент.

Самодельный звукосниматель он просто прилеплял на корпус гитары пластилином и он периодически отваливался. Самодельный усилитель хрипел и шипел, но гитара играла! Где-то через год он стал играть свободно. Он сказал в каком-то интервью – «для меня не составляло труда сыграть солирующую партию, техника моей игры это вполне позволяла». Обычному человеку для этого нужно несколько лет, а кому-то – вся жизнь.

И вот в начале 60-х он привозит из ГДР, где «Дружба» была на гастролях, первый профессиональный инструмент – гитару фирмы «muzima». В то время в СССР купить электрогитару было невозможно.

Через пару лет, достигнув приличного уровня игры и став одним из первых в СССР профессиональных музыкантов, играющих на электрогитаре, он окончательно решил создать свой ансамбль – первую в Союзе гитарную группу, классического сейчас состава – три гитары (соло, ритм, бас), электроорган и ударные. Но сначала он планировал, что они будут только аккомпанировать солисту (у него была договорённость с солистом «Дружбы» Анатолием Королёвым). Но Королёв в последний момент побоялся уходить из раскрученной «Дружбы» в неизвестность. Потом он всё-таки ушёл, но в ансамбль гораздо менее известный и карьера его пошла на спад. А музыкантам Васильева пришлось запеть самим, и слава Богу! Бас-гитарист Евгений Броневицкий (младший брат руководителя «Дружбы» Александра) оказался не только неплохим басистом, но и певцом. Знаменитые «Сумерки» и «Нет тебя прекрасней» спел именно он.

И вот – 1966 год, Анатолий Васильев сдаёт свою программу худсовету. Все молчат. Вроде и крамольного ничего нет – но всё непривычно, такого они не видели раньше – музыканты сами поют и играют, вроде и голосов особых нет, а слушается хорошо… И звучание какое-то не наше, электрическое… Не преклонение ли это перед Западом? Зачем нам русские битлы? Как всегда в таких случаях, начали осторожно топить. Неожиданно заступился директор Ленконцерта – «Мне нравится, пусть работают!» - и ансамбль «Поющие гитары» родился.

Трудно им пришлось, травили их изобретательно и по-всякому. Васильев старался всё предусмотреть – и песни гражданской войны играли на электрогитарах, отчего в тоску приходили и любители рока и любители патриотической песни, и переделывали песни членов союза композиторов так, что они их сами не узнавали, и костюмчики носили одинаковые и очень приличные – не спасало. Один раз пришла телега из Новороссийска – «Пропаганда чуждых мелодий и неопрятный внешний вид». Никто их оправданий не слушал, просто временно запретили выступать. Потом наложили епитимью – подготовить программу из песен ленинградских композиторов.

Но, тем не менее – популярность их была бешеной. Помню, приехали они на пару дней к нам в Мухосранск, попасть на концерт можно было только по большому блату. Мне, пацану , удалось попасть на дополнительный дневной концерт в воскресенье. Впечатление было просто обалдевающим. Перед самым началом концерта вдруг из-за закрытого занавеса раздался мощный звук, ритмичный и будоражащий – это настраивали бас-гитару. Практически все этот звук слышали впервые. Несколько дней после этого концерт стоял у меня в глазах и ушах, а потом я взял в руки гитару.

Васильев не боялся брать последние западные хиты, подкладывать под музыку русский текст и знакомить народ с новостями зарубежной музыки. Конечно, там не могло быть песни возвращающегося из Вьетнама дембеля, радостного, что уцелел – его заменил придурошный толстый Карлсон, но разве в этом дело? И вся страна заплясала под музыку Джеффа Кристи…

Но после восхода всегда бывает закат – если только смерть не наступит раньше, как это было с Beatles. И Васильеву захотелось попробовать себя в «крупном, солидном жанре» - рок-опере. После «Иисус Христос – Суперзвезда» многим казалось – что это новая эра рок-музыки. Но увы – оказалось, что это – гарантированная смерть ансамблю, что и показали случаи с «Поющими гитарами», «Песнярами», «Ариэлем» и наверняка не только с ними. В 1975 году «Поющие гитары» поставили рок-оперу «Орфей и Эвридика» композитора Журбина. Было много хвалебных речей и прекрасная пресса – но король был голый, и все это видели, но вслух это говорить тогда было неприличным. Мелодии – убогие, сюжет – слюнявый, рока нет вообще. Эту оперу можно было сыграть на сцене оперного театра и не заморачиваться.

И что получилось:

-народу стало немерено. Вместо 7-9 человек поющих и играющих музыкантов набралось поле полсотни танцоров, музыкантов, и чёртова уйма обслуживающего персонала. Солистам ВИА «Поющие гитары» кому-то достались арии, кому-то нет. Далее. Стало понятно, что чем возить с собой симфонический оркестр – проще дать его фонограмму. Но как только фонограмма проникла в спектакль, то она постепенно заменяет всё – хор, оркестр и потихоньку доберётся и до солистов.

-музыканты «Поющих гитар» стали разбегаться – увидев свою ненужность. Солистам этот конвейер тоже стал надоедать.

Но Васильев на этом не остановился, и стал готовить новые «рок-оперы»

Короче – разбежался старый состав, а потом Васильев посмотрел на то, что стало с его «Поющими гитарами» - и тоже ушёл. Название ещё какое-то время болталось в афишах и исчезло. Было – и прошло.

Но народ-то их помнил и любил! И вот на тридцатилетие ансамбля старички решили собраться вновь и дать огня! Получилось только вспомнить молодость и собрать бабла с зрителей. Музыки уже не было. Аплодировали не сегодняшним исполнителям, а тем, кем они были тридцать лет назад… А на концерте отчётливо пахло фонограммой. Не надо входить в одну реку дважды. Вода уже холодная.

Анатолий Васильев умер в Питере в этом году (20.10.1935 – 02.01.2017).

 Вечная память Великому музыканту!

@nikulinsb

P.S. Предлагаю вашему вниманию мою версию песни «Проводы»



0
121.213 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые