Из истории верхотурского казачества. Социальный статус и состав в XVII веке ч.2 ( бонус-Пелагея )

После стрелецкого бунта и массовых казней стрельцов Петром I в 1698 году, все служилые люди Верхотурского гарнизона стали именоваться казаками.

«Утро стрелецкой казни» В. И. Суриков

Так, к 1703 году на Верхотурье служили 125 человек: детей боярских — 24, сотник — 1, пеших казаков — 100 . Стрельцы и казаки были близкими по положению категориями населения, что и было закреплено Соборным Уложением 1649 года.

Об этом свидетельствует глава XXIV, распространявшая на казаков процессуальные нормы общего судопроизводства по гражданским и уголовным делам и приравнивавшая их в отношении уплаты судебных пошлин к стрельцам.

Главной обязанностью и юридическим оправданию существования этих социальных групп объявлялась государственная служба, за которую им полагалось определенное материальное вознаграждение в сочетании с некоторыми льготами экономического характера. 

Согласно главе XIX (статья 11-я), стрельцы и казаки имели право заниматься мелочной городской торговлей с освобождением от посадского тягла и лавочного оброка при условии уплаты таможенных пошлин, от которых они так же могли освободится по государевым указным грамотам (статья 53, глава XVIII).

Последним правом весьма охотно пользовались сибирские служилые люди во время командировок в Москву. В соответствии со статьей 50 главы XVI, казаки могли владеть землями, но ограничивались правом им распоряжаться – «казакам своих вотчинных земель никому не передавать и не сдавать» .

Военная служба не имела предела. Служить могли и в 60 и в 70 лет. Верстали в службу в те времена обычно с 15 лет, однако, в Сибири нередко брали и более младшего возраста.

Часто дети шли по стопам отца и складывались целые казацкие и стрелецкие династии: Грязновы, Пахалуевы, Постниковы, Долгие, Пряничниковы, Пушкаревы, Черновы... Всю первую четверть XVII века, верхотурские воеводы жаловались на то, что «...служилых людей казаков и стрельцов на Верхотурье, в городе и в остроге на стороже остается от посылок малое число».

Еще в 1600 году из Москвы пришло разрешение набрать в служилые из гулящих людей. А вскоре в стрельцы и казаки начали записывать новокрещенных вогулов. Зимой 1603 года в присланной на Верхотурье царской грамоте говорилось:

«...крестилися на Верхотурье Верхо- турского уезда чюсовские вогуличи Бай мурза, да Кулак, да Казак Артыбашевы, да тагильский вогулятин Обайтко Комаев, а даны им имена: Байму — Павлик, а брату егу Кулаку — Иванко, а Обайтку — Офонка, а Казаку — Петрушка, и тем новокрещеном корм на Верхотурье до нашего указу...».

Несколько позже, в мае 1603 года, в царской грамоте воеводе Плещееву указанно:

«Велели тем новкрещеном, Павлику с братьею и Офонке Комаеву, нашу службу служить на Верхотурье в стрельцах, на выбылых стрельцов месте, и наше им денежное и хлебное жалование давали с стрельцы вместе указу» .

Аналогично верстали в казаки.

Так в январе 1615 года из Москвы воеводе Б. Зюзину отправлена грамота о денежном и хлебном жаловании новоокрещенному Осипу Шехиреву, обративщегося с челобитной к царю:

«И будет так, как нам новокрещен Осипко Шехирев бил челом, и как к тебе ся наша грамота придет, а на Верхотурье будет новокрещеный нашим хлебным и денежным жалованием поверстанный и нашу службу служат с верхотурскими казаками, и ты б новокрещена Осипко Шехирева нашим денежным и хлебным жалованием велел верстать, и нашу службу велел служити с верхотурскими казаками..

P.S. Всегда желанный гость в нашем музее-Пелагея, пожалуй лучший исполнитель казачьих песен (в том числе и собственного сочинения) на нашей эстраде.

Потому (да простят меня учителя-академики), не могу не разбавить сей научный трактат видео, которое , кстати, тоже уже приравнено к ИИ (исторические источники).

С директором Верхотурского музея- заповедника Н.Н. Новиченковым (авторское фото)

Пелагея - Казак

  Библиография здесь 

Статьи данного цикла можно прочесть в теге "Верхотурье"

@nikalaich
Изображения с лицензией ссо и с сайта музея http://vgiamz.ru/
Видео IDownHouseI Стандартная лицензия YouTube

 Вопрос от Pokupo: кто знает кенийский?

Недавно интегрировали с платформой Pokupo китайский интернет-магазин. Теперь наш программист Ксения знает несколько китайских диалектов. Приглашаем к сотрудничеству владельцев интернет-магазинов из Кении, Танзании или Уганды - Ксении очень хочется подучить суахили ))
И всех, кому нужен бесплатный русскоязычный интернет-магазин, тоже просим. Телеграм-сообщество Pokupo community - там есть ответы. 


историяistfakvox-populiобразованиеверхотурье
25%
1
878
982.134 GOLOS
0
В избранное
Сообщество Истфак
Historia est magistra vitae
878
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые