Из истории верхотурского казачества. Военные и административные функции в XVII веке. ч. 1

Общепризнанной особенностью казачьих войск была их универсальность. Недифференцированность, широчайший спектр служебных обязанностей делали казачье дело незаменимым в Сибири, где в течении нескольких столетий властям приходилось в ходе решения сложнейших задач по колонизации края широко маневрировать его более чем скудными людскими ресурсами.

                                        
Из экспозиции Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника 

В XVI–XVII веках круг обязанностей служилых людей вообще не регламентировался, ограничиваясь лишь традицией да физическими возможностями исполнителей. Вместе с тем в различных гарнизонах в разные хронологические периоды могли выдвигаться разные «службы».

Сибирь с ее региональной спецификой и в этом плане не была исключением . Одной из важнейших функций верхотурских казаков стал сбор ясака — налога пушниной с коренного населения Верхотурского уезда. Сбор пушнины открывал большие возможности для всяких злоупотреблений, поэтому в царских грамотах указывалось кто и как должен собирать ясак.

Так, в грамоте, отправленной в декабре 1600 года верхотурскому голове Салманову (управлял городом и уездом после смерти воеводы князя Вяземского) говорилось:

«И ты б тот час для нашего ясаку выбрал служивых людей из детей боярских и ис казаков и ис стрельцов сколько человек пригоже лутчих людей и привел их к нашему к крестному целованию, на том, что им Верхотурсково уезда с ясачных князьков, и с остяков, и с вагуличь... наш ясак соболи или лисицы, и белки, и куницы, и горностаи забирати по ясачным книгам сполна»

Кроме того, в Верхотурском уезде, имевшем крупные верфи, казакам приходилось выполнять множество поручений, связанных с организацией судового дела, а также с отправкой «хлебных припасов» и различных припасов в другие города.

                           
Коч - русское судно XVII в. Реконструкция.

Будучи в XVII веке главными «воротами» в Сибирь, Верхотурье требовало от своего гарнизона много сил для обеспечения «таможенного дела» (служилых прикрепляли к таможням «для рассылок и выимки» и т. д.), необходимо было контролировать и «заповедные» дороги .

Все эти обязанности «служивых людей» отражены в многочисленных грамотах, отправленных из Москвы на Верхотурье. Так, в марте 1610 года воеводе Степану Годунову и голове Ивану Плещееву предписывалось строить суда, грузить их припасами и оправлять с сопровождением в сибирские города:

«...и ты б, Степан те наши хлебные припасы отпустил в Тобольской с Ываном Плещеевым по росписи, а ты, Иван, взяв суды под наши хлебные запасы лут- чие, которые пригодятца, велел в них наши хлебные запасы из онбаров грузити верхотурскими стрельцы и ямщиками и сибирских городов служивыми людьми, которые с Москвы отпущены, и приезжими торговыми людьми, и ярыжными прихожими казаки тотчас, чтобы суды нагрузити..., и ты б, Иван, росписал на суды верхотурских детей боярских и сибирских отаманов и ка- заков и верхотурских стрельцов и ямщиков... И взяв морские суды, которые 13 деланы для мунгазейского ходу, шел бы еси с теми нашими запасы, как лед вскроетца по первой вешней воде...»

Верхотурские служилые люди помогали таможенникам учреждать заставы для поимки тех, кто пытается провезти товары и мягкую рухлядь мимо верхотурской таможни.

Так, в царской грамоте 1659 года воеводе Ивану Камынину говорилось, что

«через Утку и Кунгур на Каму реку» проложена обходная дорога, по которой служилые и торговые люди, а так же иноземцы везут товары минуя Верхотурскую заставу, отчего в пошлинных сборах «чинится недобор многой» «...и мы Великий Государь указали: с Верхотурья на той дороге, где пригоже, поставить заставу и посылати на ту заставу детей боярских добрых и служилых людей: и которые люди поедут тою новою дорогою из Казани и из Сибири с товары, и тех людей для таможенных отсылати на Верхотурье...»

                                      
*

 Библиография здесь 

Статьи данного цикла можно прочесть в теге "Верхотурье"

@nikalaich 

Сайт музея http://vgiamz.ru/

 

Есть только один путь постижения, — отвечал Алхимик. — Действовать....

Начни свое дело уже сегодня с бесплатным сервисом Pokupo
Платформа Pokupo.ru предоставляет полноценный интернет-магазин и избавит вас от поиска домена, хостинга, админов, программного софта, а также от абонентской платы.

телеграм-чат сообщества Pokupo и @ivelon всегда готовы вам помочь.

историяistfakvox-populiобразованиеверхотурье
25%
4
896
1083.599 GOLOS
0
В избранное
Сообщество Истфак
Historia est magistra vitae
896
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые