Композитор М. А. Балакирев (из цикла "След в Истории")
Глава " Новой русской музыкальной школы" М. А. Балакирев - русский композитор, пианист и дирижер, автор двух симфоний, фортепианных произведений, а также множества романсов и песен.
Балакирев считал, что долг каждого композитора - служить своему народу, поэтому музыка его должна быть понятна и доступна каждому человеку
Милий Алексеевич Балакирев родился 21 декабря 1836 года ( 2 января 1837 года) в Нижнем Новгороде в семье чиновника. Такое необычное имя дала ему мама, у которой в роду оно было распространено.
Он рано, и преимущественно самообразованием, приобрёл обширные музыкальные знания.
С 1855 года Балакирев жил в Петербурге, где он сблизился с Михаилом Ивановичем Глинкой - гением русской музыки. Михаил Иванович и убедил его писать музыку в народном стиле.
Музыкально-эстетические взгляды Милия Алексеевича сложились под влиянием демократического движения пятидесятых, а особенно шестидесятых годов.
В его идейном воспитании большое значение имела дружба с художественным критиком В.В. Стасовым.
Балакирев поставил перед собой великую задачу - создать новую русскую музыку, основанную на базе глубокой идейности, народности и реализма, развивающей достижения великого Глинки.
Это определило дальнейшее творческое музыкальное направление Балакирева.
В шестидесятые годы он организовал творческий музыкальный кружок в содружестве передовых музыкантов. В него, кроме М.А. Балакирева, который был главой кружка, входили: А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусорский и Н. А. Римский-Корсаков.
Искусствовед В. В. Стасов восторженно приветствовал рождение кружка и назвал его "Могучей кучкой". Крылатое название и закрепилось за кружком в истории музыки.
Членов кружка роднило горячее желание создать национальное музыкальное искусство, неразрывно связанное с песней народа.
Обаяние Балакирева было столь велико, что друзья слушали его рассуждения о музыке, как настоящий курс лекций. Попутно обсуждалась литература и общественная жизнь страны.
Балакирев был наделен великим даром: он мог находить и воспитывать таланты. Без него химик Бородин никогда бы не создал величайшую оперу " Князь Игорь", а морской офицер Римский -Корсаков не стал бы композитором, бросив службу на флоте.
Но в 1870-тых годах кружок распался и Балакирев ужасно это переживал.
В течении всей жизни Балакирев любовно изучал народное музыкально-песенное творчество.
В начале шестидесятых годов он с поэтом Николаем Щербиной совершил поездку по Волге для сбора народного фольклора.
Обработанные материалы Балакирев издал сборником " 40 русских народных песен".
Эти песенные мотивы он творчески использовал в своих произведениях - правдивых, простых и глубоко волнующих слушателей.
С большим интересом относился Балакирев и к новаторскому опыту современных ему западно-европейских композиторов романтиков.
В своих же произведениях он всецело опирался на народно-песенное музыкальное творчество.
Большой популярностью пользуется " Увертюра на темы трёх русских народных песен" (1858 г.), увертюра на три русские темы " Тысяча лет"( в более поздней редакции " Русь"), которая писалась к открытию памятника тысячелетия России в Новгороде в 1862 году. Также Балакирев уделял постоянное внимание Востоку: чуткое претворение кавказских мелодий в восточной фантазии " Исламей" 1869 года, в симфонической поэме " Тамара" по Лермонтову 1882 года.
Интерес к славянским культурам сказался в увертюре " В Чехии" 1867 года и " Шопениана" 1908 года. Значительным вкладом в мировую музыкальную культуру является музыка Балакирева к " Королю Лиру" Шекспира 1859 -1861 годов.
Его произведения характерны красотой музыкального языка, выраженной разработкой тем, тонкостью гармонических ритмических приёмов. Замечательны сдержанно- страстные романсы Балакирева.
Ирина Архипова " Обойми, поцелуй " на стихи А. Кольцова
Балакирев основал в Петербурге трёхгодичную бесплатную музыкальную школу, которая стала главным средством пропаганды искусства и массового музыкального образования, воспитав в своих стенах множество прекрасных музыкантов.
Школа была главной ареной деятельности Балакирева. Он руководил ею с 1862 года до начала семидесятых годов, а затем с 1881 года по 1908 год. Он же дирижировал в концертах этой школы, а в 1883 - 1894 годах управлял придворной певческой капеллой. Милий Алексеевич показал себя прекрасным организатором- перестраивал здание капеллы, а главное заботился всячески о своих певцах, которые теряли голос.
С капеллой Балакирев распрощался после смерти Александра Третьего, потому что с Николаем Вторым у них было взаимное отторжение.
Все свои силы Балакирев отдавал созданию передового искусства, но реакционные силы мешали ему.
"Заниматься музыкальным авторством - самое лучшее средство умереть с голоду" - писал он В. В. Стасову. Всю жизнь он вёл отчаянную борьбу с нуждой.
Балакирев умер 29 мая 1910 года в Петербурге...
Он дорог нам и памятен как великий русский музыкант, чьи произведения воспитывают любовь к Родине, воспевают её природу и народ.
Автор: tata-ovsyanik
изображения с лицензией ссо
видео Мария Руденко Стандартная лицензия YouTube
[author=tata-ovsyanik]