Краткая история отечественного кино. 1960 – 1985

***

Как заметили исследователи советского кино, героям фильмов «оттепели» вечные двадцать лет. 

Неслучайно один из символов этой эпохи – кинолента «Застава Ильича» (1964) М. Хуциева – вышла на экраны под названием «Мне двадцать лет». Молоды, деятельны и открыты жизни герои таких замечательных кинокартин, как «Шумный день» Г. Натансона и А. Эфроса, «Коллеги» (1962) А. Сахарова, «Мой младший брат» (1962) А. Зархи, «Я шагаю по Москве» (1963) Г. Данелия, «Июльский дождь» (1966) М. Хуциева, «Нежность» (1966) Э. Ишмухамедова, «Листопад» (1966) О. Иоселиани.

Кадр из фильма «Мой младший брат»

А вот в кинолентах 1970-х годов действуют в основном 30-35-летние герои. Усталости еще нет, но все очевидней становится склонность к конформизму, а на смену радостному предчувствию яркой и насыщенной событиями жизни приходит монотонность серых будней. Повышается градус разочарованности, и чтобы избежать тисков цензуры, режиссеры все чаще прячут проблемы современности за фасадом классической русской литературы – «Плохой хороший человек» (1973) И. Хейфиц, «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977) и «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979) Н. Михалкова.

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»

На рубеже 1970 – 1980-х годов уже 40-летний герой становится типичным аутсайдером, замученный жизнью и невозможностью выбора («Осенний марафон» (1978) Г. Данелия). Лучшие фильмы этих лет – «Пять вечеров» (1979) Н. Михалкова, «Отпуск в сентябре» (1979) В. Мельникова, «Полеты во сне и наяву» (1982) Р. Балаяна – раскрывают драму «лишнего» человека, чуждого окружающей его действительности и утратившего смысл существования.

Кадр из фильма «Отпуск в сентябре»

Усталость и растерянность главных героев экзистенциального кинематографа 1970-х – начала 1980-х годов как ничто другое замечательно точно выражают атмосферу социально-экономического застоя, характерного для периода позднего социализма. Расхождение между бравыми «речевками» властей и унылой повседневностью не могли пройти мимо кинематографа, не только создавая потенциальное поле для сюжетов, но и рождая конфликты в самой кинематографии.

Советское кино 1970-1980-х годов столкнулось с целым рядом проблем. В первую очередь это навязывание партийными идеологами жесткого тематического планирования, предполагающее определенные идеологические лекала. Кинематограф все настойчивее стараются превратить в рупор официальных идеологических установок. Основанием для этого выступали два партийных Постановления: «О литературно-художественной критике» (1971) и «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (1972).

Все это приводит к тому, что расцветает махровым цветом бюрократизм и докучливая опека киностудий со стороны Госкино. Чиновники от кино перестраховываются и при оценке сценариев, и при выпуске фильмов на экран. Усиливается цензура и произвол в решении судеб кинолент и их творцов.

Одновременно наблюдается снижение требований при оценке художественно слабых, но идеологически «правильных» кинокартин, что приводит к росту количества скучных, «серых» фильмов.

На резкое снижение числа кинопосещений в середине 1970-х годов кинематограф отвечает тенденцией к живописно-поэтической зрелищности, а также установкой на расширение жанровой палитры кинопродукции, включая жанры, не имевших к тому времени устойчивых традиций в отечественном кино: фильм-катастрофа («Экипаж» (1979) А. Митты), «истерн» как модификация вестерна («Свой среди чужих, чужой среди своих " (1974) Н. Михалкова), боевик («Пираты XX века» (1979) Б. Дурова).

Кадр и фильма «Пираты XX века»

Большой популярностью пользовались искренние, доверительные фильмы на военную тематику («Офицеры» (1971) В. Рогового), и, конечно, мелодрамы («Калина красная» (1975) В. Шукшина, «Москва слезам не верит» (1979) , «Любовь и голуби» (1984) В. Меньшова) и кинокомедии Л. Гайдая, Э. Рязанова, Г. Данелия.

Среди мощных прорывов в киноискусстве можно назвать такие шедевры, как «Зеркало» (1974) А. Тарковского, «Восхождение» (1976) Л. Шепитько, «Долгие проводы» (1971) К. Муратовой, «Агония» (1974) Э. Климова, «Древо желания» (1977) Т. Абуладзе.

Кадр из фильма «Восхождение»

Однако, несмотря на появление талантливых фильмов и значительный репертуар (200-300 новых полнометражных художественных фильмов отечественного и зарубежного производства в год), к 1985 году потери киноаудитории составили 25%. Причиной этому было и обилие скучных, однообразных фильмов и распространение телевидения, а затем и видео.

К 1984 году отечественное кино стало дотационным, а основную прибыль в прокате приносили зарубежные фильмы. Если в середине 1970-х годов каждая кинолента студии «Мосфильм» собирала в среднем 18 млн зрителей, то в 1985 году – только 9 млн. Кинематограф стал убыточной отраслью экономики.

Источники:

Добренко, Е.А. Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив/ Е.А. Добренко - М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 424 с.

Иосифян, С. А. Социология кино. Социальные факторы в развитии кинофикации / С. А. Иосифян. – М., 1985. - 46 с.

История страны. История кино / ред., сост., автор предисловия - С.С. Секиринский – М.: Знак, 2004. – 496 с.

Зоркая, Н. М. История советского кино / Н.М. Зоркая. – СПб.: Алетейя, 2006. – 544 с.

Разлогов, К. Мировое кино: История искусства экрана / К. Разлогов. - М.: Эксмо, 2011. – 688 с.

 Продолжение следует…

Краткая история кино

Краткая история кино [II]

Краткая история кино [III]

 Краткая история кино [IV] (см. тег "историякино" ) 

Автор – @viromiro 

[author=viromiro]


историяvox-populiistfakобразованиеисториякино
25%
4
148
202.700 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
148
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые