Краткая история отечественного кино. 1986 – 2000

.
***

Итак, к середине 1980-х годов советская кинематография стала убыточной отраслью, как, впрочем, многие другие отрасли экономики страны.

Начало перестройки в отечественном кино положил V съезд кинематографистов СССР (май 1986). Его называют революционным: было переизбрано все правление Союза; отстранены от руководства такие «генералы» советского кино, как С.Ф. Бондарчук, С.И. Ростоцкий, Е.С. Матвеев, Л.А. Кулиджанов и другие мэтры; объявлен переход проката на рыночные рельсы.


Делегаты V съезда кинематографистов: Е. Матвеев, Л. Смирнова, Т. Лиознова, К. Лучко, М. Волонтир

Со временем отношение к результатам V съезда и деятельности нового правления стало меняться, и для кого-то он по-прежнему остается решающим шагом в борьбе с цензурой, для кого-то – причина всех последующих бед отечественного кино.

В первую очередь созданная новым правлением Союза кинематографистов СССР конфликтная комиссия по творческим вопросам приняла решение о выпуске на экране так называемых «полочных» фильмов – «Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа, «Долгие проводы» К. Муратовой, «Тема» Г. Панфилова и других. Также восстанавливаются авторские версии фильмов, которые в свое время были подвергнуты серьезным переделкам по требованию цензуры – «Застава Ильича» М. Хуциева, «История Аси Клячиной…» А. Кончаловского и другие.

Большой общественный резонанс вызвала премьера фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние», в котором глубоко осмысливается в трагическом и философском ключе сталинская эпоха.

                        
                                                Постер к фильму «Покаяние»

С приходом «перестройки» отечественное кино обретает разоблачительный и протестный пафос, выносит жесткий приговор советской действительности. В лучших фильмах тех лет – «Маленькая Вера» (1987) В. Пичула, «Меня зовут Арлекино» (1988) В. Рыбарева, «АССА» (1989) С. Соловьева – главным героям опять двадцать лет. Они отважны и бескомпромиссны; окружающая реальность тяготит их, вынуждает идти на конфликт и поднимать бунт. В чем-то «перестроечные» герои кино похожи на ровесников эпохи «оттепели», однако в них нет окрыленности «шестидесятников», и, главное, нет ориентиров, единой цели. Их лозунг – «протест ради протеста». Что будет потом, похоже, никого не волнует.

                        
                                   Постер к фильму «Меня зовут Арлекино»

Между тем становление рыночных отношений в конце 1980 – начале 1990-х годов, развал экономики привели к снижению уровня отечественного кинематографа. Преобладающим жанром стала так называемая «чернуха», падал профессионализм творческих работников, развалился прокат.

Появившиеся в большом количестве кооперативные студии выпускали в огромных количествах (от 200 до 300 кинокартин в год) дешевые во многих смыслах поделки, результатом чего стал массовый исход зрителей из кинотеатров.

В 1990 году в кинотеатрах ежедневно пустовали три четверти мест (14 из 20 млн кресел). «Очаги культуры» закрывались, превращались в автосалоны и мебельные магазины.

Помимо низкого качества большей части отечественной кинопродукции причинами резкого падения уровня посещаемости кинотеатров в конце XX века можно назвать:

· конкуренцию в лице телевидения и видео;

· появление первых персональных компьютеров и зарождение Интернета;

· распыление материальных и финансовых ресурсов отечественной кинематографии;

· резкое расслоение российского общества.

Дезориентированы были не только кинозрители, но и сами кинематографисты. Многие из них были вынуждены оставить профессию или пойти навстречу коммерциализации кино.

В 1996 году для создания системы бюджетной поддержки производства и проката российских фильмов Государственная дума приняла закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Началось медленное возрождение отечественного кино.

Среди редких удач кинематографа 1990-х годов можно назвать: «Брат» (1997) А. Балабанова, «Мусульманин» (1995) В. Хотиненко, «Утомленные солнцем» (1994) Н. Михалкова, «Особенности национальной охоты» (1995) А. Рогожкина, «Кавказский пленник» (1996) С. Бодрова, «Страна глухих» (1997) В. Тодоровского, «Окраина» (1998) П. Луцика, «День полнолуния» (1998) К. Шахназарова, «Время танцора» (1997) В. Абдрашитова, «Хрусталев, машину» (1998), «Молох» (1999) А. Сокурова.

              
                                                   Постер к фильму «Брат»

Между тем в «оазисе» рекламного бизнеса и клипмейкерства проходили свои «первые университеты» будущие лидеры отечественного современного кино – Федор Бондарчук, Тимур Бекмамбетов, Михаил Сегал и другие.

Продолжение следует…

Источники:

Введение в экранную культуру: новые аудиовизуальные технологии / ред. Разлогов К.Э. – М.: Едиториал УРСС. – 488 с.

Иосифян, С. А. Социология кино. Социальные факторы в развитии кинофикации / С. А. Иосифян. – М., 1985. - 46 с.

История страны. История кино / ред., сост., автор предисловия - С.С. Секиринский – М.: Знак, 2004. – 496 с.

Зоркая, Н. М. История советского кино / Н.М. Зоркая. – СПб.: Алетейя, 2006. – 544 с.

Разлогов, К. Мировое кино: История искусства экрана / К. Разлогов. - М.: Эксмо, 2011. – 688 с.

Краткая история кино

Краткая история кино [II]

Краткая история кино [III]

Краткая история кино [IV]

 Краткая история кино. 1960 – 1985 (см. тег "историякино"  )

 Автор – @viromiro

[author=viromiro] 

историяistfakvox-populiобразованиеисториякино
119
119.514 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
119
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые