Краткая история отечественного кино. Заключительная часть


***

В XXI век отечественная кинематография вступила в довольно плачевном состоянии. Ей предстояло (и до сих предстоит) выработать иную, чем в советское время и в 1990-е годы, систему производства, проката и распространения фильмов, занять свое место на мировом кинорынке.

К. Разлогов считает, что существовало и существует несколько систем киноиндустрии: тотально-государственная, которая была представлена в СССР до 1986 года; европейская, с привлечением частного капитала, но и с регулярными государственными субсидиями; голливудская, в которой кино – часть большого бизнеса.

Соответственно этим системам, в зависимости от их бюджета и характера, фильмы на мировом кинорынке делятся на различные категории. Наиболее распространена следующая классификация:

· фильмы категории A: дорогостоящие картины голливудских и других крупных кинокомпаний. Это качественная продукция, довольно часто сочетающая в себе художественные достоинства и рентабельность;

· киноленты категории B: развлекательные фильмы, по затратам уступающие фильмам категории A. К этой категории часто относится продукция национального кинематографа (Индии, Мексики, Китая, Аргентины и др.), рассчитанная на большой внутренний рынок;

· фильмы категории Z ограничиваются локальными аудиториями. Они демонстрируются по кабельному телевидению или распространяются на видео. Продукция этой категории представлена «кино для взрослых», дешевыми развлекательными фильмами, лентами «бедных» кинопроизводящих стран, ориентирующихся на внутренний рынок.

Что же касается авторского кино, то оно получает, как правило, государственные субсидии. Нередко в его финансировании участвуют телевизионные компании, а аудиторию им обеспечивают многочисленные кинофестивали.

***

Распространение фестивалей вызвано и резким сокращением за последние двадцать лет диапазона коммерческого кинопроката, его монополизацией Голливудом. Во всем мире демонстрируются одни и те же 25 фильмов, выпускаемых на экраны в один и тот же день.

Все это приводит к тому, что голливудская продукция вытесняет с экранов фильмы других производителей, которые находят себе иные ниши существования: фестивали, телевидение, видео, интернет.

Огромную роль в противостоянии Голливуду играет политика поддержка национального кинематографа государством. Наиболее удачно она осуществляется во Франции, где для этих целей создан Национальный центр кинематографии и анимации.

В России поддержкой «фильмов, соответствующих стратегическим задачам государства» занимается Министерство культуры в лице Департамента кинематографии, а вот картинами, которые могли бы иметь коммерческий успех, занимается другая структура – Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.

К сожалению, в России в вопросах кинематографии до сих пор правит бал бессистемность, а с недавних пор в отношениях государства и создателей фильмов появилась и идеологическая ангажированность.

Большим изъяном в положении дел отечественного кино является разрыв между киноиндустрией и телевидением. Успешный пример сотрудничества ТВ и кино – «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Эти картины оживили на некоторое время российскую киноиндустрию и прокат («Ночной дозор» установил в 2004 году рекорд кассовых сборов), но в целом опыт не стал определяющим в развитии отечественной кинематографии.

Постер к кинофильму «Ночной дозор», реж. Т. Бекмамбетов

Еще одно слабое место в российском кинорынке – прокат. Даже если какой-либо кинопроект и получит финансирование производства, то вовсе не факт, что государство выделит средства на его рекламу, поддержку в прокате.

Большой проблемой было и остается пиратство, лишающее производителей кинопродукции не только значительной доли доходов, но и стимулов снимать качественное кино.

Огромную роль в репутации национального кинематографа играет участие фильмов страны в конкурсах ведущих международных кинофестивалей и наличие собственного фестиваля.

По первому пункту можно сказать, что с переменным успехом отечественные картины громко звучат на европейских фестивалях (например, постоянный триумф фильмов А. Звягинцева), но вот «Оскара» российские режиссеры не держали в руках уже много лет. Надеюсь, кстати, что тот же Звягинцев изменит наконец эту тенденцию.

                            

                             Постер к кинофильму «Нелюбовь», реж. А. Звягинцев

По второму пункту: в России проводится фестиваль международного класса – Московский – но, увы, он не играет большой роли в мировом кинопроцессе.

Еще один показатель успешности кинематографа в стране – Музеи кино. Во Франции, Германии, Италии и других странах их десятки. В России – опять же все грустно. Крупнейший отечественный музей кино – Государственный центральный музей кино – закрыт для широкой публики. В нем сменилось руководство, происходит распыление фондов, уже несколько лет не создаются новые экспозиции.

Одно из последних решений по поддержке отечественного кино – введение квоты на показ иностранных фильмов – вызывает неоднозначную реакцию. Как показывает мировая практика, квотирование скорее ухудшает развитие национального кино, чем его стимулирует; ограничивает аудиторию кинотеатров.

Между тем отечественный кинопроцесс продолжает радовать своей непредсказуемостью: несмотря на скандальный пиар, картина «Матильда» провалилась в прокате, а былинное фэнтези от Disney «Последний богатырь» бьет все рекорды (сборы уже более миллиарда рублей) и даже покорил европейского зрителя.

Постер к кинофильму «Последний богатырь», реж. Д. Дьяченко

Итак, можно сделать вывод, что пока в стране не сложится эффективная система государственной поддержки кино, отечественная кинематография будет развиваться спонтанно и непредсказуемо. Сейчас кинопроцесс в России идет по замкнутому кругу: низкое качество большей части отечественной продукции вызывает недоверие прокатчиков и аудитории, а отсутствие проката и должного финансирования рождает низкое качество.

Редкие удачи в прокате и победы на фестивалях все еще не делают погоды, хотя, возможно, успех таких фильмов, как «Притяжение», «Салют-7», «Аритмия», «Нелюбовь» снизит скепсис зрителей к отечественному кино, и когда-нибудь Россия вновь станет одним из лидеров мировой киноиндустрии.

Источники:

Введение в экранную культуру: новые аудиовизуальные технологии / ред. Разлогов К.Э. – М.: Едиториал УРСС. – 488 с.

Иосифян, С. А. Социология кино. Социальные факторы в развитии кинофикации / С. А. Иосифян. – М., 1985. - 46 с.

История страны. История кино / ред., сост., автор предисловия - С.С. Секиринский – М.: Знак, 2004. – 496 с.

Зоркая, Н. М. История советского кино / Н.М. Зоркая. – СПб.: Алетейя, 2006. – 544 с.

Разлогов, К. Мировое кино: История искусства экрана / К. Разлогов. - М.: Эксмо, 2011. – 688 с.

Краткая история кино

Краткая история кино [II]

Краткая история кино [III]

Краткая история кино [IV]

Краткая история кино. 1960 – 1985

 Краткая история кино. 1986 – 2000 (см. тег "историякино" ) 

Автор – @viromiro

[author=viromiro]

историяistfakvox-populiобразованиеисториякино
265
110.762 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
265
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые