Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
7 лет назад

Многие лета. Семь пятниц на неделе.

Неделя оказалась не такой простой как мне казалось.

Напомню, что в прошлой части, разбирая современную неделю,  наткнулись на некоторые несостыковки.

Начало недели с понедельника в России ввели только в 1940-м году, когда указом Президиума Верховного Совета СССР был введен восьмичасовой рабочий день и седьмой день недели был назначен выходным, то есть первым днем недели стал понедельник.

df345be1ef67c3e8f30128f958cd55f8.jpg
Советский календарь пятидневной недели на 1930 год


При этом название вторник (от слова "второй") появилось уже задолго до этого, хоть день и был третьим.
Значит официальная версия, что впервые понедельник стал первым днем при советской власти неверна.

Значит и ранее был такой счет дней в неделе.

При этом название "среда" (середина) тоже выбивается, так как находится не посередине - третьей, а не четвертой по счету. Отсюда можно сделать вывод о поздних правках названий недели, либо об изменении её количественного состава или порядка дней недели.

То же относится и к субботе. Официальная версия происхождения названия от еврейского "шаббат" - суббота. Но заглянем в названия этого дня в других языках.

На архаической латыни суббота называется - "sabbatum", что переводится, как "отдых".
При этом иврит по официальной версии появился около 10 века до нашей эры. А латынь уже существовала в 1000 году до нашей эры. Ну даты будем считать сходятся, но это уже дает повод усомниться в официальной этимологии "субботы".

А чтобы сомнений не осталось в ложности утверждений первичности иврита, глянем на греческий язык. Суббота - "Σάββατο", в переводе значит отдых. При этом греческий язык официально существует с пятого тысячелетия до нашей эры.

И название "воскресенье", пришедшее на смену "неделя", похоже на позднее христианское переименование. Напомню, что старое название воскресенья на Руси "неделя", оно сохранилось и по сей день во всех славянских языках кроме русского.

Может показаться, что несостыковки на этом и закончились.

Во многих исторических трудах о происхождении календарей утверждается, что практически во всех культурах мира седьмой день являлся выходным, и далее  это утверждение используется для подтверждения наличия почти во всех культурах семидневной недели.

При этом,  даже в сказанном выше, мы видим, что выходные дни разнятся. Иудеи отдыхают в седьмой день недели - в субботу, христиане в первый (седьмой) день недели - воскресенье. Интересно, что у мусульман выходной день пятый (пятница), что полностью вписывается в теорию, что мусульманство -  одна из первых ветвей современных религий, отколовшихся от "правьславия", при этом сохранившая большинство устоев древней проторелигии неизменными (эта тема будет позже более подробно раскрыта). И наличие современной девятидневной недели в бахаизме, одной из ветвей мусульманства, еще больше подтверждает догадки о структуре "славянского" календаря.

А как-же исторические упоминания о седьмом дне отдыха? Они действительно есть, и мне не попадались старые записи о пятом, шестом или первом дне отдыха.

Интересно упоминание во втором томе Армяно-Русского словаря Александра Чубашева, 1838 года издания.

Жидовская суббота, день покоя; шабашъ, отдыхъ; суббота, седьмый день в неделе; неделя, седьмица

2017_08_14_23_30_08_2017_08_14_22_11_23.jpg


Где суббота ассоциируется с неделей и с седьмицей, то есть на прямую называется современным воскресеньем. И подобной путаницы в выходных много.

Попробуем разобраться.

Сразу уточню и проспойлерю, к чему я веду. Я считаю, что 8-9 дневная неделя для древнего, в частности славянского календаря, который мы ищем, является более подходящей, чем семидневная.
И современный вид календаря является результатом прихода христианства и масштабной работы по уничтожению "язычества" и всего, что могло быть с ним связано.

1448035129_02.jpg
Гравюра из «Arithmologia sive de abditis Numerorum Mysterijs», 1665г


Мы размышляем про календарь, поэтому приведу пример о "работе" церковников в этом направлении.

В "Слово о твари и дни рекомом неделе" дается наставление

покланятися единому Богу сущему въ Троици, а не твари, написанѣи во образe человѣчь ... и тридневнoe его воскресенье славят, а не недѣлю ... и кланияющися воскресенью Христову, а не дни недѣли

2017-08-14 23_24_28-TelegramDesktop.png


Так же есть упоминания, что пятница почиталась более, чем воскресенье. Это отлично объясняется,  и в следующей части мы подробно рассмотрим тему "почитания" дней недели.

И что получается? Три выходных дня... 

Какие исторические предпосылки были к такому разделению?

А если представить, что разделения не было? Просто у различных народов остался только один выходной день при переходе к семидневной неделе. Ведь для семи дней три выходных это перебор.

Не секрет, что семидневная неделя пришла на смену восьмидневной неделе древних римлян, но и для 8 дней три выходных многовато. В современном мире соотношение отдыха к работе  2 к 7. То есть около трети дней выходных. Получается, что неделя должна быть минимум девятидневная. К этому результату я и иду постепенно.

На эту тему интернет кишит спорами - множество противников "альтернативной" истории и "язычества" опровергают наличие древне-"славянской" девятидневной недели, и в чем-то они правы, ведь их оппоненты, как я уже говорил в прошлой части, мало того, что не могут привести никаких доказательств, но еще и пользуются фейковыми источниками.

Действительно, прямых указаний на наличие в древности таких сроков нет, но самое интересное, что нет и указаний на древние семидневные сроки.

Например, указанное выше упоминание седьмого дня, как дня отдыха, не говорит о продолжительности недели ничего, кроме того, что дней было не менее семи. Причем, если верить утверждению, что во всех верованиях седьмой день был выходным, то надо согласиться, что седьмым можно считать  как воскресенье, так и субботу, и даже пятницу.

Знатоки библии могут ткнуть меня в Ветхий Завет в книгу "Бытие", где якобы точно прослеживаются "древние" корни семидневки...
Не буду высказывать свои сомнения в древности Ветхого Завета, это сейчас не имеет значения, лучше давайте заглянем в него.

...И был вечер, и было утро: день один.

(Книга Бытие 1:5)

И далее без упоминания деяний божих...

...И был вечер, и было утро: день второй...
...И был вечер, и было утро: день третий...
...
...И был вечер, и было утро: день шестой...
...И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

(Книга Бытие 1:8-2:2)

Внимательный читатель заметит отсутствие временных рамок, дающих ограничение периоду описываемых действий - "и был вечер и было утро". В итоге мы видим, что говорится только о том, что бог 6 дней работал, а далее отдыхал без точного указания на ограничение этого периода.

Конечно, это не доказывает девятидневку, но так-же не доказывает семидневку.

У Е.Сике в "Любовь небес, экзамен на индо-немецкую легенду» (Е Siecke, Die Liebes geschichle des Himmels, Untersuch unden zur indo- germanischen Sagenkunde (1892) есть интересные наблюдения...

Число девять настолько бросается в глаза во многих сагах, которые, по иным причинам, были признаны мною лунными сагами, что я убедился в том, что священность этого числа связана с его очень древним использованием для членения времени

Причем заметил, что в современных источниках подобных выводов уже не делается, но в XIX веке они встречались, как и упоминания девятидневного периода в старых легендах, например в древнеирландских законах попадаются выражения "три ночи" или "девять ночей" или "ей не спал на протяжении девяти ночей и девяти дней" . Более подробный рассказ о подобных упоминаниях оставил на следующую часть.

94255025_6a952986757e226bd080ef5bd7ad4fb0_800.jpg


Раз уж вспомнили о древнеирландских сагах, то можно в качестве доказательства теории "девяти дней" вспомнить о кельтском nomad'е "неделе" длительностью в 9 дней. (В "Руси Лукоморской" о кельтах как племенах выходцах из Лукоморья говорил только косвенно, но в продолжении серии эта тема будет затронута)

В последствии на кельтских территориях церковь попыталась устранить языческие названия дней недели, убрав исконные названия в честь богов и заменив их нумирацией. И тут "всплывают" записи Исидора Севильского о этом, что согласно "Ritus ecclesiasticus" названия дней недели были с понедельника по воскресенье : "feria secunda, feria tertia, feria quanta, feria quinta, feria sexta, feria septima, feria prima".

Опять таки, если не вдаваться в подробности, то все логично, за исключением того, что "feria" идет от "ferialis" -рабочий, будний день. И шестой и седьмой день названы рабочими. Более поздние "ученые" объясняют это тем, что составители древних источников заблуждались и все неправильно написали, ведь им то из будущего лучше знать, чем современникам, как все было раньше.

Обращу внимание, что эти названия давала христианская церковь, пытаясь переименовать сложившиеся до них названия дней недели. А в христианстве обязательны Суббота и Воскресенье. Как же они так умудрились оплошать?

А может не оплошали, и это упоминание о переименованиях рассказывает о самом начале процесса, когда сначала переименовали девять дней недели, заменив семь имен богов просто цифрами, а оставшиеся два Субботой и Воскресеньем, а в последствии укоротив неделю до общепринятой?

На этой оптимистичной ноте заканчиваю эту часть.

Подведу небольшой итог статьи. Выяснилось, что общепринятая библейская история образования семидневки оказалась сомнительной. А появление названия суббота из иудаизма, вообще не имеет исторических оснований. При этом отчетливо прослеживаются следы более длинных недельных циклов.

 Опять не получилось рассказать все о неделе, поэтому в следующей части продолжим о числах, буквах, богах и планетах, то есть все то, что объединяется названиями недели. И попробуем до конца распутать клубок этих названий.

Как всегда о безальтернативной истории размышлял вместе с вами Евгений @nims55

Эта статья является продолжением серии статей собранных в #hbc (History-Blockchain)

0
52.951 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (29)
Сортировать по:
Сначала старые