Мухаммед-Амин – «второй Шамиль» и Хаджохский наиб


 Одним из самых известных мест в Адыгее является поселок Каменномостский. Он был основан в последние годы Кавказской войны. Целью его основания было окончательное укрепление русских войск в районе Северо-Западного Кавказа. Когда-то это место называлось аул Хаджох (от слова «хадж» - паломничество в святые для каждого мусульманина Мекку и Медину). На протяжении несколько лет узкие ущелья Хаджоха с суровыми скалами были , неприступной крепостью для оборонявшихся горцев. Местная топонимика изобилует такими названиями, как: гора Батарейная, река Аминовка и Аминовское ущелье. Они свидетельствуют о тех далеких, драматических делах и связаны с деятельностью одной из самых ярких фигур кавказского сопротивления в конце XIX века – наибом (наместником) имама Шамиля – Махаммед-Амином.


 В 1848 году Шамиль отправляет своего наиба – наместника Мухаммед-Амина в Черкессию для того, чтобы возглавить военные действия адыгских племен против Российской империи в районе Северо-Западного Кавказа. 11 лет, с 1848 по 1859 год, Мухаммед-Амин возглавлял эту борьбу, в ходе которой показал себя непреклонным лидером и талантливым руководителем.


 Ставка Мухаммед-Амина находилась на реке Белой в ауле Хаджох (ныне поселок Каменномостский). Отсюда Мухаммед-Амин управлял землями абадзехов и других адыгов. Мухаммед-Амин сам устраивал суд над подозреваемыми в измене. И приговоренных к смертной казни бросали в Белую. Сегодня это место называется «Хаджохская теснина». Так, бывало, расправлялись и с пленными русскими.

Хронология событий завершающего этапа Кавказской войны и действия Мухаммед-Амина в районе Хаджоха

1852


 Мухаммед-Амина в Хаджохе посетили двое европейцев из Константинополя, требуя немедленно начать военные приготовления. Они располагали большой сумой денег, с которой были благополучно переправлены в ущелье реки Дах.


1854


  В мае 1854 года Мухаммед-Амин организовал в Хаджохе свой постоянный штаб. Были подготовлены несколько тысяч пар волов и лошадей для перевозки на территорию абадзехов артиллерийских орудий из Турции. Пушки перевозили по военно-черкесское дорогу, которая проходила от Черного моря через местечко Бабук-аул в район реки Белой. Этим путем сегодня ходят туристы со всей страны, а маршрут называется – «30-ка».


  С каждого горского двора собирали по одному быку и мерке хлеба для того, чтобы обеспечить предполагавшийся английский десант. Запасы хранили в Хаджохе под охраной верных Мухаммед-Амину воинов. Но высадка союзных турецких и англо-французских войск не состоялась из-за легендарной обороны Севастополя и поражения турок на Чокале, у Баязета и у Кюрюк-Дара. Мухаммед-Амину стал терять доверие горцев. Стало известно о том, что за поставляемые англичанам и французам продукты те

расплачивались с горцами фальшивыми деньгами. При этом русские никогда так не поступали.


 С тех давних времен идут рассказы, что в Кавказскую войну Каменный мост и Даховская долина были непреступной крепостью. Здесь проходили жестокие схватки с абадзехскими и бесленеевскими воинами. Там, где ручей Полковницкий сливается с рекой Белой царские войска, образуя Абадзехскую оборонительную линию. Отсюда шли военные команды для строительства укреплений в ущельях ручьев Мишоко и Руфабго. Полковник Василий Александрович Гейман (1819-1869 гг.) и генерал-адъютант граф Николай Иванович Евдокимов осуществляли руководство этими боевыми операциями. Через узкое Хаджохское ущелье и укрепления горцев отряду полковника Геймана пробиться не удалось. Русским войскам пришлось пройти в обход по Фарсу. Затем они ударили в тыл укреплениям оборонявших этот район горцам и, несмотря на сильное сопротивление, русские войска смогли прорваться в долину реки Дах.

Гора Батарейная в Хаджохе


 За время военных действий черкесы дважды организовывали набеги и осаждали Майкоп. Однако, 20 ноября 1859 года Мухаммед-Амин с двумя тысячами воинов в районе Хаджохской теснины перестал оказывать всякое сопротивление. Мирный договор был подписан с наказным атаманом Черноморского казачьего войска, генерал-лейтенантом от инфантерии Г.И. Филипсоном.

Описание Мухаммед-Амина.

 В это время поляк, служивший в войске сопротивлявшихся русским войскам горцев, Т. Лапинский так описывает Мухаммед-Амина в тот момент, когда встретился с ним 6-го февраля 1859 года: (Отсюда начинается выдержка из книги Теофила Лапинского, которая находится в свободном доступе в Интернете)

 «Внешность Мохаммед-Эмина очень располагала в его пользу. Лицо, окаймленное темной бородой, красиво и благородно и носит отпечаток лезгинской расы; он бодр, крепкого телосложения и выше среднего роста. В то время ему было около 40 лет. По магометанскому обычаю он бреет голову и носит элегантную абазскую одежду, но с белым тюрбаном и белой мантией, которые свидетельствуют о его духовном звании. Он происходит из кумыков Дагестана, и его легко распознать как чужестранца среди абазов». О прекращении борьбы с Россией Мухаммед-Амина Лапинский в своей книге пишет: «Вскоре после моего отъезда Мохаммед-Эмин с большим числом старшин из Абадзехии прибыл в русский лагерь у Шавготчи и был принят русскими с военными почестями. В сопровождении 24 старшин он сначала отправился в Тифлис, где объявил генерал-губернатору о своем подчинении. По возвращению его в Абадзехию была создана депутация во главе с наибом, которая отправилась в С.- Петербург и там принесла присягу на верность царю. Более счастливый, чем его шеф, наиб мог вступить в столицу России свободным, в сопровождении своего рода вооруженного штата придворных и был там принят как подчинившийся владетельный князь». (Здесь заканчивается выдержка из книги Теофила Лапинского, которая находится в свободном доступе в Интернете)Источник: http://mylektsii.ru/2-109763.html


Покорение, встреча с Шамилем и уезд в Турцию.

 Мухаммед-Амин покорился не один, с ним в подданство России входил целый народ. Александра II благосклонно отнесся к нему и лично принял бывшего противника в Петербурге. Мухаммед-Амину была назначена ежегодная пожизненная пенсия в 3 тысячи золотых голосов.


 В источниках есть интересные свидетельства о раскаянии бывшего грозного имама Шамиля и его разговоре об этом со своим бывшим наибом. Так Шамиль, оценив тот прием, что был оказан ему в России, говорят, пожалел, что содержал своих пленных в таких ужасных условиях.


 После этого Шамиль написал письмо своему наибу в Черкессии Мухаммед-Амину: (Здесь начинается текст письма Шамиля, находящийся в свободном доступе в Интернете)


"От бедного раба Аллаха — писца, пленника Шамиля сыну его Мухаммадамину. Мир вам, милость Аллаха Всевышнего и Его благословение. Аминь!
 А затем. По воле Всемогущего и Всеведующего я попал в руки неверных поистине, предопределенного не избежать и предосторожность не предотвратит предопределенного Аллахом. Однако не пришлось злорадствовать моим недругам и завистникам, которые явились причиной моего пленения — напротив, мне оказали почет и уважение в такой степени, что не увидевший своими глазами не поверит. Великий император определил мне тысячу туманов ежегодно, поселил меня в городе Калуге, большой город вблизи Москвы, в просторном, высоком доме с коврами и всем необходимым. Так что мне просторно и очень удобно. Потом я здесь столкнулся со слухом, распространенным среди них о том, что пленные в твоем вилайате находятся в тяжелом положении и испытывают нужду. Я не поверил этому и все же послал тебе это письмо, испросив разрешение у губернатора уведомить тебя об этом. Если это ложь, то это и есть мое желание, а если нет, то необходимо тебе пленных содержать так, чтобы на тебя не пало порицание.
Затем я отправил 26 раби ал-аввал 1276 года сына моего Газимухаммада, чтобы он привез мое семейство с сыном нашим Мухаммадашафи, и пребываю в ожидании их приезда. И все.
 Писано в Калуге 26 раби ас-сани 1276 г. (22 ноября 1859 г.).
 Я не скрепляю своей печатью это письмо потому, что печать моя осталась в руках Амирхана, который изменил мне. Возможно, Газимухаммад сам привезет ее".


(Здесь заканчивается текст письма Шамиля, находящегося в свободном доступе в Интернете)
Источник http://www.uhlib.ru/istorija/imam_shamil/p6.php


 28 апреля 1860 года Мухаммед-Амин прибыл в Калугу для встречи с Шамилем.


 Они не виделись целых 13 лет. Очевидцы вспоминают, что (Здесь начинается выдержка из источника)

«Мухаммед-Амин был в приподнятом расположении духа. Теплый прием у Александра II, с которым наиб воевал столько лет, резко контрастировал с тем, что ему пришлось претерпеть от турецкого султана… Источник: https://history.wikireading.ru/325205


 Мухаммед-Амин находился в Калуге (по некоторым данным это была Кострома) около трех дней. Но, как говорят, вел здесь вполне светский образ жизни. Большое впечатление он произвел на калужское светское общество, когда вместе со своей свитой явился в городской сад по случаю праздника весны 1 Мая.


 Мухаммед-Амин вернулся на Кавказ как старшина абадзехов. Он хотел уберечь горцев от участи выселения. В то же время турки продолжали призывать черкесов к продолжению войны. Однако, было понятно, что это приведет только к поражению и выселению с родной земли целого народа.


 Обстановка быстро менялась. Мухаммед-Амин понял, что его предприятия обречены на провал. В марте 1861 года, он совершает хадж, по дороге посещает Стамбул, для того чтобы убедиться в серьезности намерений султана.


 По поводу дальнейших целей Мухаммед-Амина в этот период его деятельности существуют разные свидетельства. По одним источникам, здесь он хочет вновь организовать сопротивление России на Кавказе. В Стамбуле он заключает договор с польскими эмигрантами о действиях их легионеров в Черкесии. Но эти планы не были доведены до конца.


 Говорится так же, что (Здесь начинается выдержка из источника)

 «Этот уход в Турцию, где он дважды арестовывался, должен быть правильно оценен… Он не предал тех, кто шел за ним более 10 лет… А царские дипломаты-разведчики в Турции всеми силами старались очернить Мухаммед-Амина в глазах северокавказских мухаджиров (непримиримых борцов за веру), так как и в 1863 году Магомед-Амин не отказывался от планов продолжения вооруженной борьбы» Источник: Хавжоко Ж. Магомед-Эмин // Тарих. Махачкала, 1996. № 2-3. С.86. Хавжоко Ш. Муфти. Герои и императоры в черкесской истории / Пер. с англ. Нальчик, 1994. С. 189.


 С другой стороны есть сведения, что в конце жизни Мухаммед-Амин выступал за прекращение сопротивления России и призвал представителей от шапсугов, натухайцев и абадзехов, которые посещали его в Стамбуле в 1862 г., спасти адыгов и предотвратить их переселение в Османскую империю.


Литература:


 1. Теофил Лапинский (Теффик-бей). Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик Издательский центр «Эль-Фа» 1995.

 2. ПоттоВ.А. Кавказская война: (в 5т.) М Центрполиграф 2000.

 3. Т.С. Безусько, И.Ф.Слюсарев В устье Хаджоха. Майкоп 1993.

 4. История Адыгеи с древнейших времен до начала ХХ века. Т. I.- Майкоп: Адыг. Рес. кн. изд-во 2009.

 5. Ачмиз К.Г., Мальцев В.Н., Чеучев Н.Ш., Шебзухова Ф.Х. История Адыгеи. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. - Майкоп: Адыг. респ.кн. из-во, 2002.

 6. В.К. Мазурик. Неизвестный Майкоп. Исторические очерки в двух книгах. Книга первая. На реке Белой при выходе ее из гор. Майкоп 2006.

 7. Бормотов И.В. В край легенд и преданий. Справочник экскурсовода по горной Адыгее. Майкоп, 2012.

 8. Хавжоко Ж. Магомед-Эмин // Тарих. Махачкала, 1996. № 2-3. С.86. Хавжоко Ш. Муфти. Герои и императоры в черкесской истории / Пер. с англ. Нальчик, 1994.
историяistfakpskобразованиемысли
25%
30
78
105.005 GOLOS
1
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
78
1

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (29)
Сортировать по:
Сначала старые