Музей и церковь: точки соприкосновения (продолжение)
Автор @hranitelmuzeya
После принятия христианства на Руси повсеместно стали строиться православные храмы, жизнь которых не ограничивалась только лишь богослужением. В храмах и монастырях сложились первые русские библиотеки, в которых на протяжении веков был сосредоточен почти весь книжный фонд страны, велось летописание.
Церкви и монастыри хранили оружие, боеприпасы, служили убежищем для населения при штурме городов. В церковных ризницах наряду с иконами, книгами и облачениями часто соседствовали предметы, не связанные с религиозным бытом. Словом, храмы выполняли функции сохранения и приумножения культурного наследия, перешедшие впоследствии к другим учреждениям: библиотекам, архивам и музеям.
Но функции эти выполнялись лишь отчасти, потому что иконы и фрески прошлых веков не рассматривались как культурная ценность и зачастую претерпевали поновление, а иногда и вовсе записывались наново.
Итак, мы видим, что понятие «музей» и понятие «церковь» греческого происхождения, и для музея, и для церкви главным приоритетом являются не материальные, а человеческие отношения, если в первом случае это сосредоточие истории и культуры, то во втором — духовности и святынь, т. е. для музейщиков иконы, книги и другие церковные предметы являются произведениями искусства, имеющими культурную и историческую ценность, а для верующих — святынями.
В наше перенасыщенное информацией время в светском обществе падает общая культура, высокая культура вытесняется массовой, и Церковь, которая изначально настроена на высокое, духовное возрождение, совместно с музеями — хранителями истории и культуры, могла бы помочь обществу поддержать ту самую высокую культуру.
Святейший Патриарх Кирилл на одной из встреч с представителями музейного сообщества выразил им глубокую благодарность за те труды, которые были понесены во времена безбожного лихолетья, когда только под светской вывеской и могли сохраняться многие святыни: «Я хотел бы призвать вас, дорогие братья и сестры, к спокойному, открытому взаимодействию — не ради корпоративных интересов одной или другой стороны, а ради подлинных духовных интересов нашего народа. Перед нами стоит одна цель — сохранить, приумножить и дать возможность нашему народу и духовно, и эстетически питаться великой традицией русского искусства».
В 2010 году Священный Синод Русской православной Церкви создал при Патриаршем совете по культуре специальную комиссию по взаимодействию с музейным сообществом, которая организует церковно-государственную экспертизу и контроль за сохранением и использованием памятников церковного 5 искусства. Синод одобрил предложение Святейшего патриарха Кирилла о создании в Патриаршем совете по культуре комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом и утвердил ее положение.
Продолжение следует
Литература:
1.Юренева Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы — М.: Академический проект, 2003.
2.Христианство: словарь. / под ред. Митрохина Л. Н. — М.: «Республика», 1994;
3.Васильева Е. Н. Церковь с точки зрения ортодоксального и неортодоксального
богословия. // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: «Грамота», 2007. — № 2.
4.Анохин Д. Храм и музей: конфронтация или сотрудничество. // Журнал Московской Патриархии. — М.,1993. — № 1.
5.Концепция развития Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника до 2020 года.
Изображения из архивов редакции Истфака, музеев ВГИАМЗ, СОКМ, Пермского краеведческого музея, Карпинского краеведческого музея, а так же с лицензией ССО