Надеждинские ходоки у Ленина (из истории национализации Богословского горного округа). Часть 9
Автор @kraeved
После декрета о национализации в главную контору БГО, находившуюся в Надеждинске, переезжает Надеждинский Совет рабочих и солдатских депутатов. Председателем исполкома Богословского горного округа после национализации была назначена Клавдия Ивановна Кирсанова — профессиональная революционерка, член РСДРП(б) с 1904 года, соратница Якова Михайловича Свердлова.
Заканчивался 1917 год. Это был год двух революций, год трудный, год тяжелый для России и для Урала. В центральной России тлеет огонь революции. На окраинах же России, начинает разгораться огонь Гражданской войны, самого большого бедствия в истории России.
Атаман А. И. Дутов уже объявил о неподчинении Оренбургского казачества Советской власти и арестовал оренбургских большевиков. В мае 1918 года восстанет чехословацкий корпус, восстание это послужит искрой, благодаря которой и вспыхнет тот страшный огонь Гражданской войны, отголоски которой будут аукаться в нашей стране до начала 1930-х годов.
Но это все в будущем. Пока жители Надеждинска, как и всей России, еще не знали, что их ждет, они надеялись на скорое окончание войны и на новое счастливое будущее, где не будет сословных барьеров, где все будут равны. Все надеялись, что эта война будет последней, самой последней войной. Будут свергнуты капиталисты во всем мире, люди будут жить в мире и согласии. Иначе и быть не может. История судила иначе.
В запасниках Серовского исторического музея есть картина, посвященная хождению Андреева и Курлынина в Петроград. Она была заказана у известного уральского художника Виктора Семеновича Зинова в 1954 году. В архиве музея сохранилась переписка 1981 года между тогдашним директором Серовского исторического музея О. Н. Гордиюк и В. С. Зиновым.
В своем письме художник, в ответ на просьбу О. Н. Гордиюк поделиться воспоминаниями об истории создания этой картины, подтверждает, что картина была написана на заказ специально для Серовского исторического музея. А также сообщает о некоторых трудностях, возникших при написании картины: например, натурщиками для картины, выступили рабочие Сысертского завода, поскольку фотография была представлена всего одна и то снимок был «слабым и мелким», а из материалов было представлено лишь краткое воспоминание одного из участников событий.
Также в письме указывалось, что работа над картиной у В. С. Зинова заняла два года. То есть в 1956 году картина была написана и закончена. В документах Серовского исторического музея, посвященных истории этой картины говорится следующее: «В советский период произведение можно было увидеть в постоянной экспозиции музея.
Однако, в постперестроечное время сюжет картины оказался неактуальным, и вот уже четверть века картина не покидает фондохранилище. В наше время произведение заслуживает внимания не только, как артефакт советской эпохи, но с точки зрения изучения наследия одного из известных уральских живописцев — Виктора Зинова». Вот так «артефакты советской эпохи» и становятся «неактуальными»… А художник-то старался, «стремился «отразить дух того времени, суровость, теплое отношение Ленина к ходокам», и вдруг («в постперестроечное время») все это стало не актуальным — великий и трагический период истории нашей страны — не актуален, забыт и заперт в запасниках, стесняться мы стали нашей истории, прятать ее следы, как следы преступления.
«Картину «Надеждинские рабочие на приеме у В. И. Ленина в Смольном в 1917 году» можно было увидеть на выставке «Город и завод», проходившей с 6 по 31 июля 2016 года в Выставочном зале Серовского исторического музея. Сейчас картина продолжает храниться в запасниках музея.
Продолжение следует
Изображения из архивов редакции Истфака и администрации Серовского городского округа, музеев ВГИАМЗ и СОКМ, а так же с лицензией ССО