Народные поверья. Банник и другие духи, обитающие в банях


Банник – он же банный хозяин, он же жихарь, а в иных деревнях - шишок.


Дух, обитающий в русских банях - хозяин бани, который живет за каменкой. А когда разозлится, то перебирается под потолок.

Как правило, банник редко показывается людям и чаще всего любит оставаться невидимым. Увидеть банника знак несчастливый. Согласно поверьям, а также свидетельствам «очевидцев» - людям банник является виде небольшого деда с радужными наглыми глазенками и плесневелой бородищей. По другим рассказам это голый мохнатый старик с когтищами, покрытый листьями от банных веников.

Из всех духов, обитающих возле человека, жихарь прослыл самым лютым. Но, тем не менее, очень привязанным к семье и месту жительства. Характер у банника самый скверный, любит исподтишка кипятком ошпарить или камешком горячим запустить, а если уж кого невзлюбил, то мог и запарить до смерти. Любимое занятие стучать по стенам и всячески пугать парящихся. Женщин жихарь привечал больше мужиков. А в особенности худо расправлялся с пьяницами.


C00

Правила у банника весьма строгие, но надо сказать, в известной степени, не лишены разумности. Банником не приветствуется громкий шум и смех, а в особенности брань и сквернословие. Повсеместно верили, что сорвавшееся с уст в бане проклятие обязательно сбудется. Так как в бане человек особенно беззащитен в энергетическом плане. А еще в бане, воспрещалось человека поторапливать, жихарь на это особенно злился.

Входя в баню, всякий человек говорил « Крещенный на полку, не крещенный с полки», а вдоволь напарившись, благодарили хозяина: «Спасибо тебе, жихарушко, за парную баньку!»

Во многих деревнях запрещалось ходить в баню после третьего пара. Потому что, после наступало время париться баннику и другим банным духам.

В качестве подношения жихарю оставляли хлеб да соль. А также, после купания, воду горячую, кусочек мыла и веник. Самым верным средством оберечься от козней банника считалось строгое соблюдение правил, так как входящий в баню снимал с себя все обереги, в том числе и нательный крест, выказывая, таким образом, доверие хозяину бани. Универсальные средства защиты, такие как крестное знамение и молитва тоже считались подходящими. Но уж если попал в руки баннику и ничего не помогает, то надо как есть выскакивать из бани и бежать по направлению к дому, крича «Батюшка, выручай!», призывая, таким образом, на помощь домового.

Но при всем своем злобном характере в особых случаях банник выказывает себя и как дух-защитник. Как известно, на Руси женщины рожали исключительно в бане, и никто другой как суровый жихарь не смог бы защитить лучше, от чужих злобных сущностей, роженицу и дитя, находившихся в этот момент на границе миров.

Так же, если случалась необходимость заночевать в бане, то важно было спросить у банника разрешения, и тогда он также станет на эту ночь человеку защитником.

Конечно, рассказывая о баннике, нельзя не поговорить о гадании. Баня - лучшее место для этого дела. А гадали, естественно чаще всего, на жениха. Для этого девки около полуночи отправлялись в баню, где задрав сарафан становились голым задом ко входу со словами: «Не черт рогатый, а жених богатый, ударь по заду рукой волосатой», если покажется что шлепнула рука мягкая – то к богатому замужеству, если грубая – то муж будет злым , да бедным, а если влажная – то пропойцей.

Конечно, любое гадание, да еще и в бане дело не шуточное, и весьма опасное.

Существовало поверье, что у жихаря есть шапка-невидимка, которую он имеет привычку оставлять на печке-каменке просохнуть и ночью ее можно украсть. Схватив шапку, бежать надо к церкви, в противном случае догонит и тогда верная смерть.

Вообще баня – место не благоприятное, не чистое, где человек смывая с тела грязь, отчищается заодно от грехов и недугов. Потому на местах старых бань строить считалось дурным делом. Иной раз случалось, что банник оставался недоволен тем местом, где построили баню и принимался всячески изводить хозяев и насылать на них хвори. Что сразу же прекращалось, стоило только перенести баню. Так же, верным способом угодить жихарю, было, прикопать под порог, вновь построенной бани черную курицу только не резанную ,а задушенную. Еще, говаривали, что банник обретается в бане тогда, когда в бане родится первый младенец.


Кустодиев Борис.Русская Венера

Как же жихарю жить одному? Конечно, и у банников были женки, да детки. В некоторых же районах существовали поверья о банной матушке, что была духом добрым помогающим выгонять болезни. Существовали и другие женские ипостаси банных духов. Это обдериха - косматая старуха, показывающаяся людям голышом или обратившись в кошку.

Еще интересный вариант банницы – это Шишига. Любит прикинуться старой знакомой, зазвать человека в баню и парить там до смерти. В основном, является тем, кто направляется в баню, имея в мыслях недобрые дела.

А еще в бане могут проживать анчутки. Анчутка это самое древнее наименование черта. Анчутки бывают разные, в том числе и банные. Вообще считалось плохой приметой поминать анчутку. Сказать о них в слух - значило позвать их. И уж тут то и жди беды. У банных анчуток голова лысая, тело мохнатое, а росточек махонький. Отличительным признаком анчутки является отсутствие одной пятки. По легенде волк хотел поймать антчутку, да только пятку откусил. Как и многие демонические сущности анчутки могут менять свой облик. Они любят пугать людей в бане, издавая леденящие душу стоны. Верным средством от этого беса всегда считалось, что-нибудь железное. «Встретив анчутку – ткни в него железом».

Сказка про анчутку и печника.

У одного печника, жившего на краю деревни, стояла старая-престарая баня. Слава у той бани была дурная. Дескать, с давних времен в ней злые-презлые анчутки ночами моются. И вот случилось так, что этот разудалый печник решил на спор попариться в этой баньке один. Опосля захода солнца, как водится, истопил он ту баню, разделся, замочил веник, наподдал парку, а как вытащил веник то, глядь, а он весь в сосульках! Одурел мужик от страха, и бежать, как есть голышом. Наутро братья его пошли туда одежду забрать, а она в клочья. С той поры стали его домашние хворать, да помирать. А по весне, что ни вечер с диким смехом носится по огороду голая, дородная молодка. Мужики ее ловить, а она шмыг в баню. Они туда, а там и нет никого. А на просыпанной золе следы без пятки. Долго гадал печник, как ему от нежити этой избавится. Пока один дед ему не посоветовал баню эту спалить, а пепелище солью засыпать. И дом по бревнышку перебрать, да заново перестроить. Только после этого отстала от него нечисть.

***

В каждой бане, как полагается, есть свой банник, да детки его анчутки, что женятся на кикиморах. Ноги мохнатые, головка маленькая да голая, что твой татарчонок.

Девка Душа – славилась на всю деревню, что бесстрашная. Говорит, - а вот, ничё не боюсь, поду ночью в баню, да за ночь рубаху там сошью.

И пошла. Углей принесла. От них свет ей. Сидит шьет, а поближе к полуночи анчуки повылезли. Круг нее бегают, бегают да угли раздувают. А Душа то и впрямь бесстрашна, сидит шьет себе. Бегали, бегали анчутки, а потом давай гвоздики в ейный подол вбивать.

- Не уйдешь, от нас!

-Наша будешь!

Глянула Душа и правда, как ей уйти? Весь подол к полу прибили. Стянула она тогда сарафан с плеч и вон из бани. Самое милое дело для анчуток, над девкой насмеяться.

А когда эту Душу замуж выдавали, натопили баню на девичник. Пошли девки мыться, тут анчутки вовсю расходились и давай девок пугать. Девки одурели и на дорогу нагишом. И давай носиться. Которая поет, которая визжит, а другие друг на друге верхом скачут.

Еле их переловили, да отпоили. Уж решили, что девки баловали, да белены наелись. Искали белену-то, да не нашли. А то анчутки-бесенята, Душке мстили.


С уважением @kupava
[author=kupava]

историяistfakvox-populiобразованиежизнь
142
279.471 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
142
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые